Аргументы Недели → Экономика № 21(159) от 28.05.2009

Газу пришла труба?

, 16:11

Топливный демпинг

Подкачал не кто-нибудь, а «наше все» - концерн, который дает 8% ВВП страны и пятую часть валютной выручки. Больше всего экспертов поразило, что такого сильного провала по добыче и близко нет ни у одной газодобывающей компании мира. Например, у «Статойл» - рост на 21%, у «Бритиш Петролеум» - подъем в 2%. А «Шелл» и «Эни», хоть и снизили добычу, но всего лишь на 3-4%. Тем временем экспорт российской монополии в Италию и Германию с начала года просел ни много ни мало в два раза. А ее доля на европейском рынке в первом квартале упала с 30 до 18%.

С чего это вдруг европейцы отвернулись от нашего газа? Аналитики объясняют, что основная причина - неповоротливость ценовой политики. Тут все предельно просто: в первом квартале мы выставили цену на свое голубое топливо 390-400 долл. за кубометр. Тогда как, например, норвежцы продают его за 360 долл., голландцы - по 333 долл., а англичане и вовсе выставили демпинговую цену 196 долл. за куб. газа. Понятно, что покупатели стали брать, где дешевле.

Нельзя не отметить, что ценовая консервативность «Газпрома» в очередной раз сыграла с ним злую шутку. Суть в том, что в отличие от конкурентов российская монополия стремится поставлять товар по долгосрочным контрактам, в которых прописана твердая цена. «Из-за этого немецкие партнеры давно над нами подтрунивают. Удивительно - говорят - что вы хотите заключать контракты по фиксированной цене чуть ли не на 20 лет вперед. Вы же теряете миллиарды долларов! Вот норвежцы, например, каждый день меняют цены на газ в зависимости от биржевых котировок. И хорошо на этом зарабатывают», - рассказывает источник, близкий к руководству корпорации.

Но высшее руководство «Газпрома» уверено, что такая политика страхует от резкого снижения цен. Хотя на деле, как видим, выходит ровно наоборот. Каждый раз, когда мировые цены на газ растут, компания не добирает выручку. А вот когда они падают, потребители просто перестают брать топливо по прежней цене.

Поток газодолларов


Очевидно, что «Газпрому» давно пора менять ценовую политику. Особенно учитывая, что резкое сокращение потока газодолларов наверняка поставит крест на амбициозной программе освоения новых месторождений. Хотя она жизненно необходима, чтобы переломить тенденцию падения добычи, наблюдавшуюся в последние годы.

Сейчас дела на этом фронте совсем плохи. В середине мая зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков выдал апокалипсический прогноз: по итогам года добыча может упасть до 450 млрд. куб. метров. Надо сказать, что в 2001 г. - худшем в истории газовой корпорации, удалось накачать 512 млрд. куб. м голубого топлива.

Резкое сокращение потока газодолларов наверняка поставит крест на амбициозной программе освоения новых месторождений.

Чем это может обернуться? Прибыль «Газпрома» уже упала в семь раз. К слову, это не помешало компании выписать более чем щедрые бонусы совету директоров. Несмотря на провальные показатели, они остались на уровне рекордного 2008 г.: от 15 млн. руб. простым членам совета до 17,48 млн. руб. главе корпорации Алексею Миллеру.

Этот жест вызвал недовольство президента Дмитрия Медведева, который заявил, что корпорация должна думать в первую очередь о развитии. Надо сказать, что деньги на эту цель нужны как никогда.

Во-первых, 17 мая «Газпром» совершил внешнеполитический прорыв, договорившись о резком расширении нового окна в Европу - трубопровода Южный поток. Его мощность вырастет вдвое - с 30 до 60 млрд. куб. в год. Это станет отличным подспорьем в газовых тяжбах с Украиной, вот только цена строительства «железного аргумента» подросла до 8,6 млрд. евро. Причем средства нужны здесь и сейчас.

Во-вторых, складывается интереснейшая интрига вокруг дальневосточной вотчины «Газпрома» - проекта Сахалин‑2. Он интересен в первую очередь тем, что это единственный в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Такой товар можно возить на супертанкерах - как нефть - в любой крупный порт мира. Соответственно, резко расширяется география поставок «Газпрома».

Самое важное: «Газпрому» жизненно необходимо выйти на мировой рынок СПГ. Сейчас на сжиженный газ приходится 25% мирового газового экспорта, но, по прогнозам, к 2025 г. эта доля вырастет вдвое. Поэтому, если Россия не построит хотя бы несколько таких заводов, со временем образуется огромный мировой рынок СПГ, на котором у «Газпрома» не будет никакого влияния...

Так что Сахалинский проект - только начало. По сути, корпорация тестирует на нем новые технологии. При этом первый блин вышел комом. Мало того, что первый в России завод пустили с серьезной задержкой, что обошлось в 1,24 млрд. долл. убытков. Вдобавок технику нужно серьезно дорабатывать. «Пока что до половины газа сжигается, чтобы обеспечить сам процесс сжижения», - констатирует заведующий лабораторией Института химической физики РАН Владимир Арутюнов.

В общем, по оценкам экспертов, программа развития заводов по производству СПГ обойдется газовой монополии в 2-5 млрд. долл. в год. Вдобавок корпорации предстоят огромные расходы по освоению месторождений полуострова Ямал. Если мы не доберемся до этой газовой кубышки, уже через пять-семь лет добыча голубого топлива в стране рухнет на 30-40%.

Вот и выходит, что «Газпром» набрал на себя огромные обязательства, а теперь должен платить и платить. Справится ли корпорация с тратами? Во многом это зависит от того, сумеет ли она вернуть себе европейский рынок.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram