Миру грозит небывалый неурожай чая. Причина – сильнейшая засуха в Азии и Африке. По прогнозу ООН, если погода в регионах-производителях не выправится, к лету чай подорожает на 10%. А как взлетят цены в России?
Российский рынок чая - четвертый по величине в мире. Мы потребляем больше этого напитка, чем англичане, а уступаем только Индии, Китаю и Турции. Правда, в отличие от этих стран Россия полностью зависит от зарубежного урожая: по объемам мы - крупнейший импортер чая в мире. Если СССР за счет Грузии и Азербайджана снабжал себя чаем более чем наполовину, то сейчас страна не обеспечивает себя даже на 1%. Казалось бы, подорожание импорта - хороший повод развивать собственное производство. Тем более что, по мнению экспертов, наш краснодарский чай не уступает по качеству индийскому. Но тут возникает ряд сложностей.
Во-первых, стать ведущей чайной державой нам будет проблематично из-за нехватки подходящих земель. Для сравнения: ежегодно в России потребляют более 160 тыс. т чая, а собственное производство не превышает 300 тонн. По подсчетам ассоциации «Росчайкофе», даже если задействовать все оставшиеся с советских времен посевные площади, отечественный чайный урожай удастся нарастить максимум до 1 тыс. тонн в год.
Во-вторых, вкус и аромат краснодарского напитка сильно отличаются от привычных россиянам ассамских сортов - тех, что к нам везут из Индии, Кении и Шри-Ланки. Значит, даже если резко увеличить производство, покупать краснодарские сорта будут не очень охотно.
Так что, с одной стороны, наша зависимость от индийского и азиатского чая в целом никуда не денется. С другой стороны, эксперты объясняют, что сырье в стоимости чая - не главное. На чайные листы приходится только треть расходов отечественных производителей. Гораздо дороже обходится оплата труда и... упаковка. И тут, если присмотреться, можно найти немалый запас для снижения цен.
Оказывается, 80% продающегося у нас чая упаковывается не за рубежом, а в России. Однако, например, почти весь картон для упаковки наши производители вынуждены закупать в Финляндии. Потому что отечественный материал - менее водостойкий и его используют только для упаковки дешевых сортов.
Бумагу для чайных пакетиков у нас не производят вообще, ее приходится завозить из Европы и Юго-Восточной Азии. Даже скрепки, которыми ярлык с маркой производителя крепится к чайному пакетику, приходится покупать за рубежом. Потому что в стране... не выпускают проволоку с подходящими характеристиками. Если наладить производство всех этих мелочей внутри страны, себестоимость напитка снизится на 10-20%.
Вторая хорошая новость - цены на чай меняются не скачками, а плавно. Дело в том, что производители запасают сырье и материалы заранее - на три-четыре месяца вперед. Это значит, что сейчас в магазинах продается чай, ввезенный в страну осенью, в самом начале плавной девальвации рубля. И только к лету на прилавках появится товар, закупленный по новым ценам.
Что в сухом остатке? Учитывая нынешний мировой неурожай, чай в стране, безусловно, не подешевеет. Если сбудется прогноз ООН и мировые цены на чайные листы поднимутся на 10%, в российской рознице стоимость чайных пачек и пакетиков к лету вырастет на 20-30%.