Аргументы Недели → Экономика № 8(146) от 26.02.2009

Экономика на низком старте

, 16:19

Кризис в российской промышленности в последнее время развивался со скоростью урагана. Поэтому те, кто пытается уследить за событиями, обычно делают страшные глаза. Мол, такого дикого спада страна не видела с начала 1990-х годов. Паника охватила даже некоторые светлые умы. Но в действительности буря, похоже, уже стихает. Она никого не обошла стороной, но каркас экономики устоял.

Сплошные погрешности

Не секрет, что наша официальная статистика порой работает как кривое зеркало. Обычно в расчеты намеренно вносят многочисленные натяжки и неточности - это делается, чтобы улучшить официальные показатели. Например, раздуть рост ВВП, занизить уровень безработицы или инфляции.
Но на этот раз стремление перехитрить самого себя сыграло с Росстатом злую шутку. Из-за устаревшей на десятки лет методологии расчетов экономические данные января вышли ужасающими. По сравнению с тем же месяцем прошлого года российская экономика рухнула на 8,8%.
Хотя не стоит посыпать голову пеплом. Сама по себе эта цифра мало что значит. «В применяемых Росстатом по старинке показателях «год к году» сидит накопленный спад. А он в промышленности идет с августа. На самом деле скорость сокращения производства в январе, скорее всего, не выросла. Может быть, даже замедлилась», - утешают эксперты.
Поэтому гораздо интереснее взглянуть не на абстрактную общую картину, а на реальный отраслевой разрез событий. Тут нас ждет много приятных неожиданностей. Например, отрасли, ориентированные на внутренний спрос, - вовсе не просели. Наоборот: розничная торговля в январе выросла на 2,4%, а сельское хозяйство - на 2,6%. Проще говоря, население пока не экономит на покупках, а крестьяне, прямо скажем, особо не обеднели.
Еще важнее такой факт: до конца прошлого года в стране не падали объемы строительных работ. Более того, например, ввод жилья в целом по России за год вырос на 4,5%. Результаты могли быть еще лучше, на уровне 6%. Но картину подпортил один-единственный город - Москва, где строительство разом рухнуло на треть.
В общем, ситуация была бы не так плоха, но все погубило машиностроение. Этой отрасли всегда достается в кризис сильнее прочих. Вот и на сей раз произошел впечатляющий обвал. В январе машиностроение упало на 35%. «По отношению к показателям начала 1990-х гг. машиностроение просело в 3,47 раза. Из-за этого объем производства скатился до уровня... начала 1960-х годов. Как будто и не было 18 лет брежневского застоя с его ростом машиностроительного производства в те же 3,5 раза», - вздыхает профессор экономического факультета МГУ Александр Морозов.

Спад в промышленности уже достиг дна, экспортные доходы страны не упадут сильнее, чем сейчас, а сокращение рублевых зарплат вскоре остановится.


Самую горькую пилюлю пришлось проглотить автопрому. В январе российская промышленность, по сути, прекратила выпуск легковых автомобилей. Производство машин с моторами мощностью до 90 л.с. составило лишь 8,6% к январю прошлого года. Правда, более мощных машин выпустили больше - 38%. В целом же от российского автопрома, считая производство легковушек, грузовиков и автобусов, осталось менее четверти от уровня начала прошлого года.


Бегом от нефтяной иглы


На этом, к счастью, страшилки заканчиваются и начинается трезвый анализ ситуации. Чего ждать дальше? Тут важно понять, что в кризис экономика рушится не сама по себе - по ней всегда идут три ударных волны.
Первая - спад экспортного спроса. Проще говоря, иностранцы начинают покупать меньше наших товаров. Как ни прискорбно, но с этого всегда и начинаются проблемы в нашей экономике.
Вроде бы тут уже отгремело вовсю: экспорт черных металлов упал на 32,6%, никеля - на 28%, круглого леса - на 18,5%. Зато хуже не будет. Более того, как ни парадоксально, наша экономика опять выехала за счет топлива. На него спрос упал не так сильно, как на лес и металлы. Поэтому общий удар получился относительно мягкий. Чтобы понять насколько - достаточно взглянуть на Украину. В ее экспорте доминирует один товар - сталь. Поэтому, как только «рванул» спад экспортного спроса, экономика сопредельной страны... сложилась как карточный домик. Грубо говоря, от нее почти ничего не осталось - Украине даже не пришлось дожидаться следующих ударов.
Вторая волна - сокращение потребительского спроса. Попросту: доходы населения падают, и оно покупает меньше товаров. Вообще тут нет ничего страшного. Рублевые траты обычно сокращаются настолько же, насколько падают зарплаты. А их снижение скоро остановится вместе с окончанием девальвации национальной валюты.
Так что в этом плане можно было обойтись вообще без взрыва. Но все погубила стратегия плавного опускания рубля. В прошлый раз, когда деревянный обрушился в момент, население осталось с рублями, которые уже не было особого смысла переводить в валюту. Поэтому деньги принялись тратить на покупки.
Но сейчас хвост режут по частям, и процесс растянулся на месяцы. В результате население в целом успело перевести сбережения в доллары и евро. Понятно, что для личного бюджета это неплохо, но вот для экономики - не так. Свободные деньги, которые могли пойти на покупку товаров длительного пользования, осели мертвым грузом на банковских счетах или под матрацами. Из-за этого вскоре неизбежно начнет сжиматься оборот торговли.


Бегом за прибылью


И наконец, третья волна - спад инвестиций. Пожар от этого взрыва бушует сейчас вовсю. Надо сказать, что, вопреки прогнозам, до конца прошлого года падения инвестиций почти не было. Иными словами, предприниматели до последнего оставались оптимистами.
Сейчас из-за проблем в финансовой системе с инвестициями стало хуже. Но это не продлится долго: как только рассосутся банковские заторы и предприятия вновь смогут получить кредиты, они примутся инвестировать с удвоенной силой. Более того, бизнесмены понесутся наперегонки. Еще бы: по опыту прошлого кризиса все знают, что сейчас опять открылся редкий шанс резко изменить ситуацию в свою пользу. А для этого надо как можно скорее вкладываться в развитие.
В общем, в данный момент дела обстоят не блестяще. Но апокалипсис отменяется - не будет никакой второй Великой депрессии. Спад в промышленности уже достиг дна, экспортные доходы страны не упадут сильнее, чем сейчас, а сокращение рублевых зарплат вскоре остановится. Это значит, что мы находимся в точке низкого старта. А уж куда мы из нее рванем - назад к нефтяной игле или совсем в другом направлении - это тема для отдельного разговора.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram