Аргументы Недели → Экономика № 5(143) от 05.02.2009

ТУ-­204 исчезнет с радаров

, 15:46

Страна рискует остаться без единственного коммерчески успешного лайнера отечественного производства – Ту-204. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила, что сворачивает его выпуск.

Еще недавно наши авиастроители анонсировали все более масштабные планы. В нынешнем году должны поступить в продажу две модели для полетов на средние расстояния - Ан‑148 и «Сухой Суперджет - 100». На эти машины уже поступило более 100 заказов.
Но ни «Суперджет», ни Ан‑148 не заменят Ту-204. Дальность их полета в полтора раза меньше. Вдобавок Ту-204 - единственный лайнер, который производится в промышленных масштабах. В прошлом году ОАО «Туполев» продало 20 аэробусов этой модели. Для сравнения
Ил-96 - российского аналога дальних «Боингов» - с 1988 г. построили всего
22 штуки.
Охотнее всего Ту-204 закупали на туристические маршруты - его дальности полета хватает, чтобы возить туристов из Питера и Москвы в Египет и Арабские Эмираты. Кроме того, эти суда шли на экспорт - в Китай. Велись переговоры с Сирией, а Иран даже собирался начать производство Ту-204 на своей территории.
Но главное, буквально неделю назад Европейское агентство по авиационной безопасности выдало компании «Туполев» сертификат на Ту-204-120CE с двигателями «Роллс-Ройс». Значит, машина отныне может садиться в европейских аэропортах, и ее можно продавать в страны ЕС. Надо сказать, переговоры о сертификации шли с 1998 года! И тут как гром среди ясного неба заявление ОАК о прекращении производства. Что произошло?
Из-за экономического кризиса корпорация потеряла большую часть заказов. Например, «Росавиа» хотела приобрести 50 «тушек».
Но переговоры затягиваются. Если стороны не придут к соглашению, ОАК потеряет крупнейший контракт. Вдобавок авиакомпания «Ред Вингз» собирается отменять заказ на 9 самолетов этой модели.
«Предполагалось, что ОАК продаст 150 Ту‑204. Теперь компания пытается реализовать хотя бы 50», - рассказывает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Поэтому в 2009 г. авиакорпорация сократит производство Ту-204 до 15 штук. А через шесть лет собирается окончательно отказаться от этой модели.
Почему упал спрос на лайнеры? У авиакомпаний возникли огромные финансовые проблемы. По прогнозу фонда «Партнер гражданской авиации», в 2009 г. может обанкротиться треть российских авиаперевозчиков. У многих огромные долги, а бизнес - на спаде. В прошлом году российские авиакомпании перевезли рекордные 50 млн. человек. Но в 2009 г., по прогнозам, можно рассчитывать лишь на 35-40 млн. пассажиров. В такой ситуации не до заказов.

Предполагалось, что ОАК продаст 150 ТУ-204. Теперь компания пытается реализовать хотя бы 50.


Вдобавок Ту-204 оказался... слишком вместительным. «Этот самолет берет на борт 210 пассажиров. А для маршрутов, на которых он используется, с лихвой хватает вместимости Ту-154 - 150-180 человек», - объясняет директор агентства «Инфомост» Борис Рыбак.
Что в сухом остатке? Сейчас кроме Ту-204 Россия производит еще два пассажирских самолета. Для дальних полетов - трехсотместный Ил-96. Но его задавили конкуренты - боинги и аэробусы. Для внутрирегиональных маршрутов у нас выпускают 64-местный Ил-114. Но он продается еще хуже, чем Ил-96. В российском авиапарке только 10 таких машин - и в основном они перевозят не людей, а грузы.
Кроме того, существует проект нового семейства дальнемагистральных самолетов на смену Ту-204. Это Мс-21 от КБ «Туполев». Разработчик учел ошибки, и новые суда рассчитаны на 130-180 пассажиров. Правда, Мс-21 - очень отдаленная перспектива. Опытные образцы лайнеров появятся не раньше 2016 года.
Так что пышные похороны нашего авиапрома, которые продолжает ОАК, работающая под крышей государства, допустить нельзя. При этом остается загадкой поддержка Правительством РФ обанкротившихся американских ипотечных агентств. В них Минфин влил почти 100 млрд. долларов. А проблемы нашей последней гордости - авиационной промышленности и конкретно «Ту-204» - Кабинет министров не волнуют. Вот и смотрят на нас наши ближние и дальние соседи, как на «бумажного тигра».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram