Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 4(142) от 29.01.2009

Через пень-колоду

Политика федерального Центра усугубляет проблемы лесной отрасли

, 17:06

В апреле 2008 г. министр лесной промышленности Хабаровского края Василий Шихалев передал Правительству РФ просьбу лесопромышленников отсрочить заградительные пошлины на экспорт круглого леса. Но получил отказ от тогдашнего премьер-министра Виктора Зубкова, который пообещал, что изменений в принятом решении не будет. Однако постановлением от 24 декабря 2008 г. под руководством уже В. Путина кабинет министров отложил повышение пошлин на год. В 2009 г. они по-прежнему составляют 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Но с 1 января 2010-го пошлины все-таки повысятся до заградительного уровня в 80%, но не менее 50 евро за кубометр. Фактически это должно сделать российский экспорт круглого леса нерентабельным.

Проблемы  лесников - это только часть айсберга неприятностей, с которыми уже пришлось столкнуться дальневосточникам из-за не до конца продуманных мер, направленных на развитие глубокой переработки внутри страны.

Лес‑кормилец

Хабаровский край является одним из крупнейших в России регионом по запасам и производству деловой древесины, а лесозаготовка - это отраслевая специализация краевой экономики. В ней заняты более 20 тыс. человек в 63 поселках с общей численностью населения около 100 тыс. человек. Для населения лесная отрасль является единственным местом трудоустройства и источником заработков. Не секрет, что работу жителям Приамурья в основном давали иностранцы - более 70% продукции лесного комплекса уходило за бугор. Именно заказы из Юго-Восточной Азии обеспечивали устойчивое состояние леспрома. Теперь эта отрасль края стремительно теряет зарубежные рынки продаж. За год поступление налогов в бюджет края по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 37%. И это еще не все.
Перевозки лесных грузов на ДВЖД по сравнению с 2007 г. снизились на 34,1%. В частности, в Хабаровском крае на начало декабря 2008 г. было отгружено чуть более 5,1 млн. куб. м древесины - 78% к уровню предыдущего года. А в первой декаде января 2009-го перевозки экспортной древесины на ДВЖД снизились еще больше. Так, с 1 по 9 января погрузка леса, следующего через погранпереход Гродеково-Суйфэньхэ, составила 11,2 тыс. тонн, тогда как на тот же период 2008 г. этот показатель равнялся 126 тыс. тонн. Более того, по словам представителей министерства лесной промышленности Хабаровского края, на конец декабря ни у одного из лесоотправителей края не было контракта на поставку древесины за рубеж.

Мы оказались со своим лесом сами по себе, а остальной мир – сам по себе.


Есть от чего прийти в уныние: ожидаемых поступлений не дождались не только коммерсанты, но и бюджеты всех уровней. Скорее всего, решение о вводе заградительных мер прошло точку возврата, и отрасль оказалась на грани краха. Без работы не только лесорубы, но и тысячи работников предприятий, связанных с лесниками.

Золотое дерево

Идея запретительных пошлин подкупала своей простотой - на протяжении 20 лет вывозить кругляк было выгоднее, чем пытаться что-то из него произвести. Мировые котировки за это время выросли в 50 (!) раз, соответственно выросли и прибыли «лесных баронов», но ни одного нового предприятия на карте края не появилось. Повысив барьер, государство рассчитывало заставить леспром не только  вывозить лес, а еще и обрабатывать. Сначала все пошло хорошо: иностранные партнеры заспешили на переговоры о дальнейшей судьбе нашего сотрудничества. На территории края началось строительство без малого десятка лесоперерабатывающих предприятий - где-то уже перерезали алые ленточки, где-то активно к этому готовились. Казалось, еще чуть-чуть, и мы окажемся в светлом цивилизованном завтра. Но...
Выяснилось, что для зарубежных покупателей российский лес при ценах 120-140 долларов за кубометр стал просто золотым. Объявление 80%-ных запретительных ставок таможенных пошлин заставило поставщиков сокращать объемы импорта из нашей страны и искать новых партнеров. И оказалось, что лесные угодья имеются не только у северного соседа. При этом происходит замещение российской древесины более дешевой продукцией из других стран-поставщиков, где для экспортеров леса значительно уменьшаются или даже обнуляются пошлины и налоги. Японцы стали активно импортировать пиломатериалы из старушки Европы. Аналогичные шаги предпринимают и китайцы, которые уже запаслись древесиной из Новой Зеландии по 50-60 долларов за кубометр.
В итоге мы оказались со своим лесом сами по себе, а остальной мир - сам по себе. И даже перенос введения в действие новых пошлин теперь ситуацию вряд ли исправит. «Сомнительно, что кто-нибудь из наших бывших партнеров рискнет порвать заключенные контракты с поставщиками круглого леса из других стран, чтобы на столь короткий срок вернуться в наши объятия», - говорит заместитель генерального директора компании «Приморсклеспром» Анатолий Бобер.
Главный вопрос сейчас даже не в том, как скажется решение об отсрочке на состоянии отрасли и страны в целом. Кто-то от него выиграл, кто-то - проиграл. Гораздо более важно понять, что современная экономика - дама чрезвычайно прагматичная и очень больно щелкает по носу тех, кто в плену романтических иллюзий делает резкие движения, не удосужившись просчитать их последствия.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram