Аргументы Недели → Экономика № 3(141) от 22.01.2009

Кремль сплавляет олигархов

, 16:36 , Обозреватель отдела Экономика

Стальных королей круто прижало кризисом. Настолько, что они забыли о распрях и заявили, что готовы объединиться в металлургический «колхоз». В нем соберутся такие звезды бизнеса, как Владимир Потанин, Алишер Усманов, Роман Абрамович, Игорь Зюзин, а может, и Олег Дерипаска. Самое забавное – над головами этой олигархической команды будет реять флаг государственных «Ростехнологий».

Меньшее из зол

Вчерашние злейшие враги – Владимир Потанин и Олег Дерипаска – смирили гордыню и вместе пошли на поклон к государству. Но по дороге они сделали ход конем, предложив вице-премьеру Игорю Сечину проект создания стального гиганта, который затмит масштабами всех мировых конкурентов. По нашей информации, г-н Сечин должен дать ответ до конца января.

План таков. В новой компании объединят не только потанинский «Норникель» и «Русал» г-на Дерипаски. Также в состав этого суперсплава хотят включить «Евраз», «Мечел», «Металлоинвест» и непонятно зачем даже «Уралкалий». Что характерно, владельцы всех этих компаний, похоже, не возражают. Еще недавно это выглядело бы совершенной фантастикой. Но проблема в том, что многие металлурги успели наделать громадные долги. Когда они брали займы, то закладывали в банках акции своих предприятий. Сейчас эти бумаги в руках государства, и оно в любой момент может предъявить счет. Поэтому, чтобы вообще не остаться без штанов, стальным магнатам пришлось выбирать меньшее из зол.

А именно – притворяться, будто им по душе план главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Сергей Викторович давно лелеет идею создания «русского металлического гиганта». Речь идет вот о чем. На металлургическом рынке заправляют две громадные транснациональные группы. Это австрало-британские «Рио Тинто» и «БиЭйчПи Биллитон». Чем только они не занимаются: от добычи меди, угля и урана до никеля, бокситов и алмазов. В какой «ископаемый» сектор ни ткни – всюду они на первых местах. Чего не скажешь об их российских конкурентах. Конечно, по отдельным направлениям, например выплавке алюминия или разработок никеля, наши вполне могут потягаться за первый приз. Но чтобы одна-единственная российская компания собрала рекордный урожай наград на мировой металлургической олимпиаде – такого не бывало.

Мало того, в нынешнем году «Рио» и «Биллитон» чуть было не объединились, но сделка сорвалась. Хотя и без того даже по отдельности их годовой оборот превышает 60 млрд. долл., а капитализация достигала 150 млрд. долларов. Это впятеро больше «Русала» и в 11 раз – «Норникеля».

Государство списывает металлургам долги и объединяет их компании в громадный горно-металлургический холдинг.

Вот г-н Чемезов и увидел сон, в котором, собравшись в единую корпорацию, российские металлурги утерли нос соперникам. Чтобы мечта стала явью, весь прошлый год глава «Ростехнологий» охаживал металлургов как мог. В обмен на слияние века им был обещан весь возможный ассортимент пряников – от международной поддержки на самом высоком уровне до громадных кредитов. Сладкого не жалели. Благо не секрет, что за г-ном Чемезовым стоит вице-премьер Игорь Сечин, который и является истинным мозговым центром, административным мотором, а также автором самой идеи металлургического объединения.

Но олигархи что-то не горели желанием сливаться в едином тигле. Каждый мечтал, что и сам вырастет до размеров «Рио Тинто». К тому же для них был секретом полишинеля тот факт, что «Ростехнологии» неравнодушно дышат к стальным и горнодобывающим активам. Поэтому было ясно, что госкорпорация непременно постарается затесаться в число владельцев будущей мегакомпании.

Запасной вариант

В общем, если бы не кнут в виде кризиса, из идеи объединения, скорее всего, ничего бы не вышло. Но теперь все иначе. Ныне глава «Ростехнологий» кажется хозяевам «Русала» и «Норникеля» едва ли не спасителем – белым рыцарем. Ударив челом в Кремле, г-н Потанин сделал Игорю Сечину такое предложение. Государство списывает металлургам долги. Взамен магнаты безропотно объединяют «Норникель», «Евраз», «Мечел», «Русал» и «Металлоинвест» в громадный горно-металлургический холдинг. А в качестве компенсации за потерянные госбанками миллиарды правительство забирает себе 25% плюс одну акцию в будущей суперкомпании. Ну а уж рулить этой казенной долей будут, само собой, «Ростехнологии».

По нашим данным, вице-премьер отнесся к этой идее благосклонно. Эксперты утверждают, что ему без труда удалось убедить президента Дмитрия Медведева в необычайной выгодности схемы. Мол, когда дела пойдут на поправку, доля государства в суперкорпорации резко подорожает. И можно будет ее продать с изрядной прибылью.

Тут возникает вопрос. Если все так хорошо, то в чем подвох? Очень просто: каждый ведет свою игру. С точки зрения Игоря Сечина, именно его люди станут истинными хозяевами будущего российского «Рио Тинто». Как-никак, а четверть акций – не шутка. Это называется «блокирующий пакет». С таким активом «Ростехнологии» получат эксклюзивный доступ к рулю будущей корпорации. Важно учесть, что в руках г-на Чемезова окажется самый большой пакет акций. Остальным совладельцам достанется гораздо меньше. Скажем, Владимиру Потанину отойдут 11%, Олегу Дерипаске – 9%, а Игорю Зюзину – вообще всего 4%. С такими долями в командирскую рубку не пускают.

А вот у Владимира Потанина в голове, скорее всего, совсем другой расклад. Он прекрасно понимает, что вся эта непобедимая металлургическая армада запросто может пойти ко дну. Судите сами. В будущий альянс будто нарочно собирают людей с, мягко говоря, разнонаправленными интересами. В результате вместо слаженной борьбы за мировые рынки получится драка всех против всех. Многочисленные собственники, еще недавно воевавшие между собой, не станут особо задаваться мыслями, как развивать компанию. Важнее для них будет – как высадить из нее совладельцев и прибрать себе долю покрупнее.

Ясно, что семибоярщина в мегакорпорации рано или поздно закончится. В ходе неизбежной борьбы за власть у компании останутся лишь один-два крупных собственника. И тысячи ни на что не влияющих мелких акционеров.

Так в чем расчет г-на Потанина? Наверняка ему видятся два возможных сценария. В первом случае он становится тем самым единственным собственником. Для этого потребуется сложная многоходовка с образованием временных альянсов внутри компании, выкупом акций конкурирующих кланов и последующим киданием союзников. Ну и с чиновниками придется договариваться. Но Владимир Олегович вполне искушен в таких делах.

Второй вариант – запасной. Тут нужны грамотные юристы. Они помогут составить договор о создании альянса таким образом, чтобы в нем осталось множество черных ходов. Таких, чтобы, когда кризис закончится, «Норникель» смог спокойно и безболезненно выйти из союза. Иными словами – забрать назад взнос, да так, чтобы юридически комар носа не подточил. Это позволит использовать мегакорпорацию в качестве тихой гавани на время рыночной бури. А потом – долги уже будут списаны, а ветер – попутный. Вот и настанет пора опять выходить в самостоятельное плавание.

Можно не сомневаться, что примерно тот же план рисуется и в голове у Олега Дерипаски. В общем, с чиновниками и олигархами все ясно. Одно непонятно – в чем же тут выгода для страны?

Как влетели металлурги

Сейчас металлургическим магнатам не до жиру. Круче всех попал г-н Дерипаска. В последние годы он не глядя скупал на заемные средства все подряд. И в результате влетел в кризис с долгами, превышающими всю нынешнюю стоимость его громадной империи.

В свою очередь Владимир Потанин задолжал 3 млрд. долл. государственному банку ВТБ. Вернуть не может, а деньги между тем брались под залог почти всех имеющихся у г-на Потанина акций «Норникеля».

Несладко пришлось и хозяину «железнорудной горы» – Алишеру Усманову. Год назад он взял во Внешэкономбанке кредит в 1,5 млрд. долларов. В результате общий долг его корпорации «Металлоинвест» дорос до 5 млрд. долларов. Ровно такая же внушительная сумма камнем на шее висит у сталелитейной корпорации «Мечел», которую контролирует Игорь Зюзин. По иронии судьбы «Мечелу» и впрямь сейчас срочно нужен финансовый доктор. Ну и за компанию влетел «Евраз», на паях принадлежащий Роману Абрамовичу, Александру Абрамову и Александру Фролову. Он должен 1,8 млрд. долл. Внешэкономбанку.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram