Через две недели состоятся выборы нового Патриарха. Чем ближе этот день, тем сильнее накаляются страсти. По ходу дела выяснилось, что выбирать предстоятеля церкви будут не только клирики и монахи. Вместе с ними проголосуют десятки чиновников и бизнесменов. Например, бывший табачный магнат, сын президента непризнанной Приднестровской Республики, одесский нефтяной король и даже директор цирка.
Через две недели состоятся выборы нового Патриарха. Чем ближе этот день, тем сильнее накаляются страсти. По ходу дела выяснилось, что выбирать предстоятеля церкви будут не только клирики и монахи. Вместе с ними проголосуют десятки чиновников и бизнесменов. Например, бывший табачный магнат, сын президента непризнанной Приднестровской Республики, одесский нефтяной король и даже директор цирка.
Подарочный выбор
Этот факт вызвал беспокойство части священнослужителей. Недовольные завили, что дельцам не место на Соборе. И даже окрестили его «съездом промышленников и предпринимателей».
Суть претензий в том, что приходы слишком уж щедро наградили спонсоров. Впрочем, они воспользовались своим законным правом. По церковному уставу каждая из 156 епархий Русской православной церкви отправляет на Поместный собор трех человек. Один – представитель клира (священников), второй – монахов, третий – мирян.
Вот с последними-то и вышла загвоздка. Руководство РПЦ ожидало, что на съезд отправятся несколько иные миряне – церковные активисты и сотрудники православных учреждений. Но не тут-то было.
Вот что удалось найти «АН», порывшись в новостях, опубликованных на сайтах епархий. Например, Владивостокская и Приморская епархия решила, что ее наилучшим образом представит на Поместном соборе драматическая актриса Лариса Белоброва. В светской жизни эта дама больше известна как первая леди Приморья. Она – жена губернатора края Сергея Дарькина. Надо сказать, что, прежде чем выйти за Сергея Михайловича, актриса была супругой авторитетного дальневосточного предпринимателя Игоря Карпова (погиб в середине 1990-х гг.). В милицейских сводках ее первый муж чаще фигурировал под именем Карп.
В связи с этим не лишним будет упомянуть и представителя Запорожской епархии. Она остановила выбор на верховном атамане союза казаков «Войско запорожское» Александре Панченко. Три года назад украинская прокуратура объявила г-на Панченко в международный розыск по обвинению в растрате. Его арестовали в Москве, но впоследствии выпустили, а уголовное дело закрыли. Вернувшись на родину, атаман помимо прочего принял живое участие в делах своего прихода. И вот результат: он вошел в состав делегации наряду с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием и игуменьей Ириной.
На этом перечень общественных и культурных деятелей заканчивается. Другое дело – предприниматели. Среди будущих выборщиков обнаруживаются представители самых разнообразных индустрий. Тут и транспортники, и застройщики, и энергетики. А также представители ресторанного бизнеса и металлургии. Есть даже деятели шоу-бизнеса. Трудно удержаться, чтобы не упомянуть директора Астраханского цирка Анатолия Додона. Он получил «мандат» на участие в Поместном соборе от Астраханской и Енотаевской епархии.
Верхушка церкви, которую сейчас полностью контролирует митрополит Кирилл, вполне намеренно даровала мирянам право голоса на нынешнем Поместном соборе. Они должны уравновесить наиболее радикально настроенную часть выборщиков.
Итак, кому из представителей бизнеса дарована честь проголосовать за будущего патриарха? Бобруйской и Быховской епархии приглянулся строитель – директор ОДО «Яробел» Игорь Банщиков. В Барнаульской и Алтайской епархии предпочли производителя таблеток. А Латвийскую православную церковь обворожил один из самых богатых людей Прибалтики – судостроительный магнат Василий Мельник.
В целом чувствуется, что руководство приходов живо интересуется экономической жизнью своего региона. А потому всячески поощряет владельцев градообразующих предприятий. Скажем, валютные доходы Украины сильно зависят от экспорта металла. Поэтому само собой, что Донецкая и Мариупольская епархия направила в Москву хозяина компании «Донецксталь» Виктора Нусенкиса.
В Конотопской и Глуховской епархии прекрасно осведомлены, насколько важна для региона ядерная энергетика. А потому там остановили выбор на президенте компании «Энергоатом» Андрее Дергаче. Так что выбирать предстоятеля церкви будет человек, контролирующий работу четырех украинских АЭС.
Табачная партия
Но всех в этом плане переплюнула Тираспольская и Дубоссарская епархия. Ее мирским представителем станет не кто иной, как сын президента республики Олег Смирнов. А куда деваться? Семейство Смирновых замкнуло на себя практически все финансовые потоки Приднестровья. В частности, сын президента возглавил компанию, которой даровано эксклюзивное право на всю внешнеэкономическую деятельность. Помимо прочего она поставляет за рубеж продукцию местных оружейных заводов. Это невероятно дешевые по мировым меркам противотанковые комплексы, ракеты и гранатометы.
И уж конечно, злые языки не преминули посудачить по поводу выбора Ростовской и Новочеркасской епархии. Она выдвинула на собор Ивана Саввиди – бывшего владельца компании «Донской табак». Мол, кому, как не представителю данной индустрии голосовать за наиболее вероятную кандидатуру на пост патриарха – митрополита Кирилла. Соль в том, что с подачи недоброжелателей, трезвонивших во все колокола о его якобы масштабной торговле сигаретами, Кирилл очень давно получил прозвище «табачный митрополит».
Впрочем, г-н Саввиди успел переквалифицироваться в политики. Надо сказать, что он встретит на Поместном соборе немало коллег. Наверняка ему будет о чем поговорить с замначальника Управления по взаимодействию с политическими партиями Курской области Александром Шаповаловым (делегат от Курской и Рыльской епархии). Или с главой Общественной палаты Ивановской области Валерием Ивановым. Общий язык на выборах патриарха найдут и такие видные политики, как зампред правительства Калмыкии Олег Клименко и первый зампредседателя Народного собрания Дагестана Николай Алчиев.
В общем, номенклатурных деятелей на выборах святейшего ожидается ничуть не меньше, чем бизнесменов. С одной стороны, такое беспрецедентно большое количество политиков и спонсоров на соборе вызывает изрядное недовольство и клира, и паствы.
С другой – церковные аналитики отмечают, что без мирских голосов исход выборов стал бы совершенно непредсказуемым. «В Московской патриархии бытует такое мнение: дай монахам право выбирать – так они такого навыбирают», – делится информацией осведомленный источник.
Поэтому верхушка церкви, которую сейчас полностью контролирует митрополит Кирилл, вполне намеренно даровала мирянам право голоса на нынешнем Поместном соборе. Они должны уравновесить наиболее радикально настроенную часть выборщиков. А уж кого именно делегировали приходы – останется на их совести. За это Патриархия не отвечает.
Право голоса
На Поместном соборе соберутся 750 человек. Поэтому голоса мирян вроде бы мало что значат. Они просто растворятся в общем хоре. Однако доля «випов и спонсоров» в общем числе голосующих не так мала – она превышает 15%. Среди клира нет даже тени единомыслия. Поэтому мнение мирян может определить исход голосования и стать решающим. В связи с этим церковные аналитики задаются вопросом: кого они поддержат? Что касается предпринимателей, им, очевидно, должен быть ближе митрополит Кирилл. А вот чиновники, по всей вероятности, проголосуют за кандидата от партии власти. Таковым считается митрополит Климент.