Пиратские машины
Что представляет собой китайский автопром? Это 160 разнокалиберных заводов. Чаще всего это не столько предприятия, сколько артели, где машины клепают в общем-то «на коленке». Там выпускают более двух сотен моделей - от грузовичков до джипов. В этой сфере китайцы действуют привычным методом - копируют дизайн (но не начинку) чужих автомобилей. Из-за этого у производителей из Поднебесной было немало неприятностей. Например, недавно разразился скандал на престижном международном автосалоне во Франкфурте. Туда привезли внедорожник «Шуангуан» компании «Чайна Автомобайл». Внешне он поразительно напоминал джип «БМВ Х5». Баварский производитель обиделся и подал в суд. Тот запретил продажи подражателя в Европе.
Та же участь постигла малолитражку «Грейт Волл Пери». Итальянский суд признал, что она скопирована с автомобиля «Фиат Панда». Компанию «Грейт Волл Моторс» заставили заплатить штраф в 50 тыс. евро за каждую «Пери», проданную в Европе. Это при стоимости машины в 6-8 тыс. евро. А в Японии запретили продажу автомобиля «Хайма 3», который откровенно косит под третью «Мазду».
Итог таков. Сейчас произведения китайского автопрома практически не продаются ни в США, ни в Европе. Причем не только из-за пиратского дизайна, но и из‑за необычайно низкого качества. Куда там нашему АвтоВАЗу! Достаточно сказать, что сталь, из которой изготовлены корпуса иных моделей из Поднебесной, можно буквально проткнуть пальцем. В целом эти поделки так же далеки от оригиналов, как китайские муляжи дорогих сотовых телефонов - от своих прототипов.
Китайцам, конечно, обидно. Дело в том, что правительство Поднебесной давно строит наполеоновские планы. Оно приняло программу, по которой в ближайшие 10 лет китайские легковушки должны занять 10% мирового автомобильного рынка. Планируется, что это принесет стране 120 млрд. долл. в год.
В общем, экспансия на Запад у китайцев не задалась. Куда девать продукцию? Конечно, в Россию! Наша страна стала надежным приютом для таких марок, как «Гили», «Бид», «Фав», «Чери», «Грейт Волл» и «Лифан». Цифры продаж шокируют. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 10 месяцев нынешнего года в России куплены 33,3 тыс. китайских автомобилей. Это почти 2% всех проданных у нас иномарок. Надо сказать, что китайцы ухитрились толкнуть в нашу страну больше машин, чем им удалось сбыть всему остальному миру.
Как это вышло? Увы, российский покупатель непритязателен. Для него не принципиальны комфорт и качество. Первым делом он смотрит на цену. А стоимость автомобилей из Поднебесной потрясает. Кто устоит перед искушением купить новую малолитражку за 230 тыс. руб., а внедорожник с двигателем 2,5 л. - за 400 тыс. рублей? Вдобавок слизанный с западных моделей дизайн радует глаз. Да и базовая комплектация у китайцев гораздо богаче, чем у конкурентов. Причем за смешные деньги.
Китайские автомобили стоят недорого. Но и служат недолго.
Ясно, в какую мышеловку ведут эти приманки. Вот и наше правительство обеспокоилось тем, что небогатые покупатели проголосуют рублем. И в результате дороги усеют китайские «корыта с гвоздями». Поэтому власти, как могли, давали им от ворот поворот. Как компании из Поднебесной ни старались, они не смогли получить разрешения на льготную сборку машин в нашей стране.
Последний шанс
Китайцев это, впрочем, не остановило. Компания «Грейт Волл» все равно принялась строить в России завод. Что характерно, первым делом она засекретила мощность будущего предприятия. Неофициально заявляли, будто это будет скромный цех, рассчитанный на выпуск не более 5 тыс. автомобилей в год. В действительности же китайцы планировали полномасштабное наступление на наш рынок. По данным наших источников, они разворачивали в Татарстане «плацдарм» мощностью от 70 до 150 тыс. автомобилей в год. Для сравнения: такое количество машин не в состоянии выпускать даже крупнейший сборщик иномарок в нашей стране - всеволожский «Форд».
Второй точкой высадки китайского автодесанта должен был стать завод по сборке «Лифанов» в Карачаево-Черкесии. Мощность - 50 тыс. автомобилей в год. Третье направление атаки - соглашение о масштабной сборке автомобилей «Чери» в Калининграде. Четвертое - отверточная сборка марки «Гили» в Свердловской области. А пресловутую «Хайму» - копию «Мазды» - планировали собирать на уральском заводе АМУР.
Правда, все эти планы не сбылись. Правительство нанесло ответный удар. В начале осени оно ввело драконовскую пошлину на ввоз в Россию готовых автомобильных кузовов. Надо сказать, что китайцы не планировали начинать у нас сложное производство. Они хотели ограничиться так называемой крупноузловой сборкой машин. Без готового кузова тут не обойтись. Но ставка в 5 тыс. евро за растаможку кузовов вмиг похоронила эти планы.
Одним только кузовным демаршем дело не ограничилось. Впридачу российские власти существенно повысили таможенные пошлины на ввоз иномарок. Теперь они рассчитываются так: 30% от стоимости автомобиля. Но не менее 1,2 евро за каждый «кубик» двигателя. Цель нововведения ясна как божий день. Из-за новых пошлин сильнее всего подорожают скромные малолитражки. Применительно к китайским автомобилям скачок цены составит от 8 до 20%. Тогда как их более именитые конкуренты подорожают лишь на 3-5%.
Итак, можно праздновать победу? Ничуть не бывало. Противник сломлен, но не разбит. Китайцы перегруппировали силы. По данным «АН», вскоре компания «Грейт Волл» сделает следующий шаг. А именно: в Подмосковье начнется строительство завода полного цикла.
В общем, не мытьем, так катаньем. Можно не сомневаться, что китайцы не оставят попыток завоевать кошельки российских автолюбителей. Уж больно это лакомый кусок. Как-никак еще несколько месяцев назад аналитики в один голос твердили, что в следующем году наша страна станет крупнейшим автомобильным рынком Европы.
Что можно противопоставить этому натиску? Да ничего, кроме качества и низких цен. Вот только основная жертва китайского натиска - АвтоВАЗ что-то не торопится принимать экстренные меры. Напротив, он словно бы специально делает конкурентам все новые подарки. АвтоВАЗ принял своеобразный план по борьбе с кризисом. Первым делом он опять повысил цены!
Тем временем аналитики не предвещают ничего хорошего. В следующем году из-за кризиса продажи новых автомобилей могут упасть на 30-40%. Бюджетные иномарки резко подорожают и для многих опять станут недоступной роскошью. Казалось бы, тут-то и открывается шанс для российского производителя. Но, похоже, он очень хочет его упустить.