Авто в кредит: объемы растут?
3 сентября 2008, 18:25 [«Аргументы Недели», Материал предоставлен АА «АВТОСТАТ», подготовила Анна НОВИКОВА ]
Как это было
Исследуя историю развития автокредитования в России, можно условно выделить три этапа. Первый этап - до 1998 г. - «зачаточное» состояние, это время иностранного финансирования, «запредельных» процентов и жестких ограничений для заемщиков. Второй этап - с 1998 по 2002 г., когда российский рынок автокредитования начал делать первые самостоятельные шаги, характеризуется адаптацией западных схем кредитования для России, и ограниченным числом банков, предоставляющих кредиты. Третий этап начался в 2003 году. Это период бурного роста рынка автокредитования. Если в начале 2002 г. услугу автокредитования предоставляло всего около десяти банков, то в 2003-м только в Москве было уже более 30 реальных игроков этого сегмента бизнеса. С каждым годом их число росло в геометрической пропорции.
Интересно и доходно
Автокредитование продолжает оставаться движущей силой российского авторынка. Объем продаж новых легковых автомобилей как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.
В 2002 г. с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тыс. автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн. долларов. В следующем 2003 г. прирост рынка составил около 100 тыс. машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд. долларов. В 2004 г. по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тыс. автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд. долларов.
Очередной 2005 г. показал более чем 40%-ный рост этого рынка. За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тыс. легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд. долларов. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы.
В 2006 г. автокредитование охватило более 40% рынка - 750 тыс. автомобилей, а финансовая емкость этого сегмента бизнеса выросла до 9 млрд. долл., то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка.
В прошедшем 2007 г. все основные тенденции сохранились. Из 2,4 млн. проданных на российском рынке автомобилей - 1,15 млн. были приобретены с использованием различных кредитных схем. Суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд. долл., а стоимость одного «среднестатистического» кредита выросла до 13,9 тыс. долларов.
Автокредиты бывают разные
На первоначальном этапе развития рынка автокредитования в России (2000-2002 гг.), когда кредиты предоставляли всего несколько банков, выбор программ был ограничен. В основном предлагался «классический» вариант с достаточно жесткими условиями. С развитием рынка и ростом числа игроков усиливалась конкуренция, увеличивалось количество различных программ. К настоящему времени можно выделить следующие типовые программы кредитования: Классический вариант авто в кредит; Экспресс-кредит; Беспроцентное кредитование; Кредит без первоначального взноса; Buy-back («обратный выкуп»); Автокредитование без страховки; Кредит на покупку автомобиля у частных лиц; Кредит на подержанный автомобиль; Рефинансирование автокредита ипорядка десятка других программ, встречающихся реже.
Набираем обороты
В годы начала формирования рынка автокредитования в России доминировали банки с иностранным капиталом. Со временем ситуация начала меняться. Банки, поставившие цель развивать розничное кредитование, и в частности автокредитование, стали набирать обороты. Если обратиться к данным за прошедшие четыре года, то можно увидеть, что на протяжении 2004-2006 гг. лидером по объему выданных кредитов оставался «Росбанк», а по итогам 2007 г. лидер сменился.
Кто «объемнее»
Рынок автокредитования в 2007 г. продолжил свой рост, что обусловлено как ростом доходов населения, так и развитием дилерских сетей иностранных автопроизводитлей, обеспечивающих значительные объемы продаж автомобилей в различных регионах РФ. По оценкам агентства РБК, рейтинг объема рынка автокредитов достиг 578 млрд. руб., и, таким образом, рост за 2007 г. составил около 70%.
Дороже и комфортней
Комментирует Екатерина Васильева,
директор Центра клиентской поддержки «Первого Республиканского Банка»:
- Автокредитование в России - один из самых динамично развивающихся сегментов кредитного рынка. Все больше россиян делают выбор в пользу более дорогого и комфортного автомобиля, приобретенного в кредит.
Без конкуренции никак!
Комментарий члена правления ОАО Банк ЗЕНИТ, начальника Департамента розничного бизнеса Алексея Розоренова:
- Главной отличительной особенностью современного рынка автокредитования в России является высокая степень конкуренции между финансово-кредитными организациями. Наряду с банками, работающими на этом рынке с самого начала развития данного направления в России и уже имеющими серьезные позиции, появляются западные банки, которые являются структурными подразделениями крупных автопроизводителей.
Проще и дешевле
Наталья Бондарева, заместитель начальника отдела продаж автокредитов РосЕвроБанка:
- Сегодня на рынке автокредитования наблюдается несколько тенденций, которые в дальнейшем будут развиваться. Это реализация совместных программ банков со страховыми компаниями, производителями автомобилей и автосалонами, которые упрощают процедуру выдачи кредита и зачастую удешевляют его стоимость
Любой каприз клиента
Комментарий заместителя начальника отдела продаж розничных продуктов Московского кредитного банка Анны Павловой:
- Сегодня в кредит продается около 40% новых автомобилей. Действующие на рынке программы автокредитования предусматривают буквально все пожелания клиента, так что найти «свой» кредитный продукт не составляет труда.