По уши в мазуте
С бензином у нас сложилась поразительная ситуация. С одной стороны, производители который год подряд пугают, что стране скоро перестанет хватать собственного автомобильного топлива. Это действительно так, если говорить о качественном горючем. Поэтому цены на него растут, даже когда стоимость нефти снижается. А качество бензина при этом отнюдь не улучшается. Кстати, именно угроза топливного кризиса стала решающим аргументом, из-за которого правительство недавно отложило переход на бензин стандарта Евро-3 до 2011 года.
С другой стороны, на фоне нарастающего дефицита многие нефтеперерабатывающие заводы... прохлаждаются. Чего скрывать, по уровню загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) мы отстаем даже от стран Африки. Для сравнения: мировой уровень - 90%. В то время как Ангарский НПЗ используется на 55%, группа уфимских НПЗ загружена на 60%. Поэтому эксперты в панике: отрасль раздирают противоречия, и она близка к тому, чтобы дойти до ручки.
Специалистам известно, что корни бензиновой проблемы уходят гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Обычно в низком качестве топлива винят заправки, закупающие товар у сомнительных поставщиков. Но они берут то, что есть. Выбор невелик, хотя в стране и работают почти три десятка НПЗ. Но все они застыли на уровне технологий... середины прошлого века. Поэтому наша нефтепереработка вдвое отстает от европейского уровня и втрое - от уровня США. «Американские переработчики ухитряются получать из 1 т нефти 500 кг высококачественного бензина. На российских заводах из тонны нефти выходит только 130 кг бензина сомнительного качества. Остальное - мазут. Как это ни позорно, его приходится дорабатывать уже в Европе», - поясняет представитель крупной нефтяной компании.
Нереальные суммы
Почему бы нам не модернизировать НПЗ хотя бы до европейского уровня? Тому есть два препятствия.
Во-первых, очень уж высока цена вопроса. Строительство крупного завода обойдется в 250-300 млрд. рублей. Модернизация имеющихся предприятий потребует почти таких же колоссальных средств, потому что все придется делать с нуля. «Нам не повезло при разделе советского наследства. Россия при распаде СССР получила древние мощности. Из 48 НПЗ за пределами нашей страны оказались 20 самых новых. Те, что остались, проще снести и построить заново», - поясняет директор компании «ИнфоТЭК» Тамара Канделаки.
По уровню нефтепереработки мы вдвое отстаем от ЕС и втрое – от США.
Во-вторых, есть одна тонкость. Нельзя сказать, что для крупнейших нефтяных компаний, давно владеющих основными НПЗ, сумма 300 млрд. руб. неподъемна. На словах все они ратуют за модернизацию заводов. Но - «когда-нибудь». На деле же в кулуарных разговорах нефтяники открыто признаются, что деньги есть, но они не хотят обновлять предприятия. Потому что опасаются... залить страну качественным бензином. Мол, если заработает крупный завод, цены могут упасть так сильно, что инвестиции не окупятся...
Но правда и в том, что вкладываться в обновление подавляющего большинства заводов действительно не имеет смысла. Когда подсчитали окупаемость - прослезились. Чтобы наши НПЗ хоть как-то освоили топливо Евро-3, а к 2014 г. - Евро-5, нужны инвестиции в... 3 трлн. рублей.
Отбить их нереально. Дело в том, что в силу исторических причин нефть в нашей стране перерабатывают за тысячи километров не только от мест добычи, но и от основных потребителей. «Российская нефтепереработка географически распределена очень неравномерно. Половина всех мощностей сосредоточена в Поволжье и на Западном Урале. На Сибирь - основной нефтедобывающий регион - приходится всего 4 завода. В итоге где-то мощностей - хоть залейся. А в Центральном, Северо-Западном регионах и на Юге России их катастрофически не хватает», - сокрушается директор энергетического департамента Института финансовых исследований Олег Ордин.
Кстати, разметав заводы-гиганты по медвежьим углам, мы добились, что из-за огромных затрат на перевозку бензина его средняя цена по стране значительно возрастает. По разным оценкам, будь НПЗ ближе к цивилизации, горючее в целом стоило бы дешевле на... 25-50%.
Премьера!
Есть ли выход? Эксперты в раздумьях. «Оптимальным вариантом кажется украинский путь. Тамошнее правительство далеко не так богато, как наше. Но оно не поскупилось выделить 2 млрд. долл. на коренную модернизацию Кременчугского НПЗ. Этот завод производит треть украинского бензина. Так что уже в следующем году сопредельная республика, в отличие от России, будет полностью обеспечена топливом европейского качества», - вздыхает глава аналитического управления НК «Альянс» Тимур Егоров.
Полезно присмотреться и к опыту Соединенных Штатов. Там тоже не обошлось без решительного вмешательства государства. Тридцать лет назад тамошняя нефтянка ничем не отличалась от нашей. Заводы давно не обновлялись, дело шло к кризису. Правительство разрулило ситуацию, вложив 60 млрд. бюджетных долларов в модернизацию крупнейших НПЗ.
Итог: за 5 лет глубина переработки нефти возросла с 40 до 90% и стала лучшей в мире. Инвестиции отбились уже через 10 лет. Да и налогоплательщики не остались внакладе поскольку в США избыток современных мощностей и заводы не могут задирать цены. Вот почему стоимость бензина в этой импортирующей нефть стране ниже, чем в России.
Что можно было бы сделать у нас? Для начала стоит воплотить в жизнь... план Владимира Путина. Конкретнее - те предложения, которые премьер на днях озвучил перед видными представителями нефтяной промышленности.
Он обратил внимание на следующее обстоятельство. Пять крупнейших российских НПЗ обеспечивают 85% переработки нефти. Все они - в руках ведущих нефтяных компаний. Само собой, нефтяникам пришлось поделиться с местными властями. А в некоторых случаях и с криминальными группировками... Но в целом предприятиями рулят именно поставщики сырья.
Разумеется, они гонят на собственные заводы свою же нефть. Между тем 15% российского черного золота добывают так называемые независимые производители. Это мелкие и средние компании. Собственных НПЗ у них нет, а на чужие не пускают. Так что, почти седьмая часть добываемой в стране нефти отрезана от перерабатывающих мощностей.
Премьер разумно счел, что эту печальную ситуацию можно обратить во благо. Появляется отличный повод, чтобы специально для малышей и их же силами построить в России первый современный НПЗ большой мощности. Он пообещал, что государство поможет, компенсировав «малым» нефтяникам расходы на инфраструктуру. Это ни много ни мало 40% затрат на строительство предприятия.
За чем же дело стало? Даже учитывая немалую помощь государства, в НПЗ нужно вложить еще 120-150 млрд. рублей. Ни одна малая нефтяная компания такие расходы не потянет. Значит, придется скидываться совместно. А для этого необходимо объединяться и договариваться. Так что, похоже, единственная надежда для нашей нефтепереработки дорасти до мирового уровня - начать с малого. Что не так уж и сложно.