Аргументы Недели Иркутск → Культура  → Театры№ 9 (906) 6 – 12 марта 2024 г. 13+

«Режиссера пространства» Александра Плинта поздравили в Иркутском драмтеатре

, 07:57

«Режиссера пространства» Александра Плинта поздравили в Иркутском драмтеатре
В Зелёном зале драмтеатра организована выставка, где можно увидеть макеты сценографии Александра Плинта, фотографии и эскизы.

Нет, он не профессионал. Плинт — Мастер, говорят коллеги. Мастер сценических чудес. Главный художник иркутской драмы над каждой постановкой работает так, чтобы не было стыдно прежде всего перед самим собой. 5 марта Александр Ильич отметил день рождения. Всех желающих поздравить юбиляра едва уместил пресс-центр театра им. Охлопкова, где ценителям таланта художника презентовали книгу о мастере сценографии.

Над книгой «Прообраз. От прошлого к будущему» работала Светлана Жартун, критик, театровед, автор нескольких книг, которые стали своеобразной летописью Иркутского академического драматического театра им Н. Н. Охлопкова. Яркое издание о творчестве Александра Плинта было отпечатано еще в 2020 году, но презентовать его помешала пандемия. А юбилей стал отличным поводом встретиться с прессой, друзьями, коллегами и подарить им экземпляр книги с автографом главного героя.

Свои поздравления прислала и автор «Прообраза». «Ты достиг кульминации возраста, в котором объединяются человеческая мудрость, художническая неуспокоенность, личностная яркость и сформировавшаяся мировоззренческая позиция, — охарактеризовала Александра Ильича Светлана Жартун. — Плинт — это оформитель, художник, постановщик. Плинт — автор и соавтор театра, отражающего философию бытия и начало жизни человеческого духа, театра метафорических форм, глубокого содержательного начала, врачующего, исцеляющего и формирующего зрителя в яркую личность. Саша, ты — созидатель! Оставайся им всегда, везде и во всем!»

С теплом и уважением о юбиляре говорили актеры, в соавторстве с которыми художник творит постановки. Ведь театр — это «синтетический вид искусства». Смысл этой формулировки раскрывается в книге. «В совместной работе все главные, и от каждого зависит качество будущей постановки, — подчеркивает Александр Плинт. — Помните, в одном из рассказов Михаила Зощенко театральный электрик говорит, если он выключит свет, актерам на сцене делать будет нечего. Все зависят друг от друга, все становятся звеньями цепи, соединяющей отдельные части спектакля».

И художественный образ в этой цепочке — звено мощное, не просто фон, а сила, обогащающее действо, как визуально, так и в смысловой интерпретации. Первым иркутским спектаклем Александра Плинта, до этого творившего в Хакасии, 25 лет назад стал чеховский «Вишневый сад» в постановке режиссёра Сергея Болдырева. Сегодня в портфолио художника порядка 300 постановок. 60 режиссеров-соавторов, не меньше. «Ромео и Джульетта», «Гарольд и Мод», «Утиная охота», «Прощание с Матерой», свежая и тоже впечатляющая оформлением охлопковская постановка «Живи и помни»… Какие-то постановки за свою благую творческую биографию Александр Плинт успел сделать в версиях разных режиссёров, и каждый раз старался не повторяться, открывая через образы новые смысловые оттенки. Он создает разноплановую среду, великолепно использует сочетания разных фактур — интересные самому и неожиданные для зрителя.

«Когда Плинт получает пьесу, он внимательнейшим образом читает автора, вникает, чего тот хотел, о чем не спал, — рассказал народный артист России Николай Дубаков. — И только потом начинает что-то реализовывать. Не каждый режиссер настолько глубоко погружается в материал, а наш главный художник всегда обязательно пытается понять автора».

Как потом сам художник не спит и мысленно прорисовывает сценическое пространство, хорошо знает его жена Наталья. «Очень ответственно и радостно жить, конечно, с творческим человеком, с человеком, сомневающимся, — призналась супруга Мастера. — Внешне большой и сильный, он на самом деле очень ранимый и тонко чувствующий этот мир — природу, музыку… У него своя вселенная. Желаю творческого долголетия. Чтобы Боженька этот портал не закрывал».

Интересно, что Александр Плинт остаётся одним из немногих театральных художников в России, кто и сегодня скрупулезно делает вручную макеты спектаклей.

«Мне очень нравится и трудно работать с Плинтом, он такой упертый, — признался директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов. — Не станет этот сценограф никогда что-то делать абы как. Говорит, стыдно же перед самим собой. Чтобы понять почувствовать этот характер, тонкий подход художника к замыслу автора и собственному творчеству, его творчеству, а также в целом чуть ближе познакомиться с театром, рекомендую прочитать книгу, которую мы сегодня презентуем».

Сам главный художник в общении с гостями встречи-презентации назвал охлопковцев своей семьей. «Очень благодарен судьбе, что вот так всё случилось. Что я пришел в этот театр, познакомился с этой энергетикой, с этими людьми. К сожалению, многих уже нет, но я счастлив, что мы вместе что-то создавали, порой спорили и находили интересные решения. Мне повезло. Я ощущаю внутреннее спокойствие. Я там, где и должен быть. Спасибо театру, ставшему для меня домом. Дай Бог нам сохранить эту добрую атмосферу».

Вместе с коллективом драмтеатра, с творческой семьей Александра Плинта желаем юбиляру сил и энергии, благополучия и процветания, крепкого здоровья и неугасаемых творческих сил!

Справка «АН»

Александр Плинт родился весной 1954-го в деревне Сорокино Красноярского края. Окончил в Красноярское художественное училище имени В. Сурикова и Красноярский институт искусств. С 1999 года — главный художник Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова.

Оформил более трехсот спектаклей в театрах Абакана, Челябинска, Кызыла, Ачинска, Красноярска, Новосибирска, Ташкента, Иркутска и других российских городов. Заслуженный деятель искусств России. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram