В Бурятии разгорается новый скандал в культурной сфере. В центре шумихи вновь оперный театр, который стал уже регулярным поставщиком подобных новостей. В этот раз причина — конкурс на создание национального оперного спектакля, а вернее его итоги. Жюри присудило победу в конкурсе доценту кафедры композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Светлане Нестеровой.
В социальных сетях сразу же развернулась дискуссия о том, как так вышло, что прошедшее в финал либретто оказалось не на бурятском языке, а на русском, и так ли уж удалось композитору, никогда ранее не бывавшему в республике, отразить менталитет народа, живущего на берегах Байкала. Также людей интересовало, почему, если конкурс открытый, публика увидела только финал и не имела возможности наблюдать все отборочные туры. В общем, главное либретто вызвало больше вопросов, чем ответов.
И вот 8 ноября стало известно, что Светлана Нестерова сняла свою кандидатуру и отказалась от приза. Отказ обусловлен тем, что опера «Сказка о крыльях», эскиз которой она представила членам жюри и которую написала якобы специально для конкурса, на самом деле уже исполнялась ранее. В действительности, рассказали в театре, постановка была создана пять лет назад по мотивам русских народных сказок и тогда называлась «Пойди туда — не знаю куда». Вот что по этому поводу в своём Фейсбуке написала известный в Бурятии театральный критик Туяна Будаева: «Когда я читала либретто, написанное якобы про Хоридой-мэргэна и Хун-Шубуун, я, не вчитываясь, видела, что это какой-то соскоб и со «Сказа о Федоте-стрельце» Леонида Филатова, и со сказки про Андрея-стрелка, той самой «Поди туда — не знаю куда».
Также стало известно, что премьера оперы состоялась в 2016 году и что за эту работу, написанную к 25-летию Концертного хора Санкт-Петербурга, Светлана Нестерова уже получила приз собственно в Питере. Приняв во внимание возникшую волну беспокойства в местном интернет-сообществе, Светлана Нестерова подала заявление о снятии своей кандидатуры. Таким образом, сочинением, которое театр принял в работу, стал эскиз Баира Дондокова «Эреэхэн».
— После финала конкурса с Баиром Дондоковым была достигнута договорённость о том, что его опера будет поставлена за счёт средств театра и премьера состоится уже в декабре 2022 года. А буквально позавчера поступило заявление от Светланы Нестеровой о том, что она снимает свою кандидатуру. Мы экстренно собрали художественный совет и приняли решение, что в рамках конкурса к 100-летию Республики Бурятия будет реализована постановка Баира Дондокова. На финальный показ была приглашена общественность — Союз писателей, Союз композиторов, Союз театральных деятелей, историков и всех, кто неравнодушно относится к бурятской культуре, — пояснил 8 ноября директор театра Дмитрий Дылыков.
Он поблагодарил зрителей за внимательное изучение Положения о конкурсе и обещал, что все замечания будут приняты в работу.
А художественный руководитель Владимир Рылов дал свою оценку финальному эскизу Баира Дондокова.
— Композитор предлагает использовать фонограмму с записью бурятских мелодий. Если композитор будет работать в содружестве с театром, тогда это сочинение будет иметь большой успех. Оно должно полюбиться прежде всего нам, исполнителям. И тогда постановке будет обеспечен зрительский успех, — отметил он.
Также он ответил на вопрос о плагиате и объяснил, что нужно разделять понятия «самозаимствование» и «плагиат» как использование чужой музыки.
— Стоит принять во внимание, что многие великие сочинения известных композиторов претерпевали различные редакции. Иной раз даже получали новые названия. Чайковский написал оперу «Кузнец Вакула», которая успеха ни у него, ни у постановщиков не имела. Неудовлетворённый её содержанием, композитор пересмотрел оперу, после чего она стала известна под названием «Черевички», — рассказал он. — Опера «Огненный ангел» Сергея Прокофьева недолго прожила под этим названием. Он создал на её основе свою Третью симфонию, которая также претерпевала доработки. Если говорить о качестве самой музыки конкурсных эскизов, то я, как член жюри, могу утверждать, что все три сочинения закономерно и полноправно прозвучали на нашей сцене. Более того, мы приглашаем всех желающих прийти, послушать и получить свои впечатления. Возможно, после мы продолжим дискуссию, ведь театр — это место творчества.
Отметим: конкурс организован с целью возрождения традиции формирования бурятского национального театрального репертуара, основанного на событиях из истории бурятского народа, бурятском фольклоре (сказка, легенда, эпос), а также на биографиях выдающихся исторических личностей. Общая сумма средств, запланированных на проведение конкурса, составила 13,4 млн рублей, в том числе на постановочные расходы и оплату гонораров постановочной группе. Из них 9,4 миллиона — из федерального бюджета. Средства финансирования распределяются на три года: 2021-й, 2022-й и 2023 годы. Такой масштабный открытый конкурс провели в Бурятии впервые. Возможно, поэтому он и вызвал такое внимание.