«Морфий» как саундрама
№ () от 11 февраля 2020 [«Аргументы Недели », Сергей ПТИЦА ]
На сцене Московского театра Et Cetera 18 февраля зрители увидят спектакль режиссёра Владимира Панкова «Морфий» по одноимённому произведению Михаила Булгакова. 18+
«МОРФИЙ» – это не документальное изложение истории болезни, а история гибели человеческого духа. Случай доктора Полякова (главного героя) – это лишь повод рассмотреть явление мирового масштаба: человек, который не в силах противостоять жизни, предпочитает уйти в мир иллюзий. Слабый человек, будучи не в состоянии бороться за самого себя, погружается в процесс отчаянного саморазрушения. За эту роль актёр Алексей Черных был награждён в 2007 году московской театральной премией «Хрустальная Турандот».
В спектакле осуществлён синтез приёмов, свойственных самым разным театральным жанрам. Но основа всего – музыка, она управляет драматическим действием. Через музыку можно вычитать сценический текст спектакля, она даёт шифр ко всем художественным образам. Это и арии из оперы «Аида», и звуки природы, и деревенские песни. Речь персонажей, оперные фрагменты, инструментальная музыка, язык тела, пение – все эти элементы образуют единый текст, который, в свою очередь, тоже становится музыкой. Реплики персонажей, сочетание пауз и звуков вливаются в конструкцию музыкальной фразы, формируют её. Музыка и контрастирует с обыденной речью, и вбирает её в себя как одну из красок, они взаимопроникают, формируют дополнительный объём, расширяющий рамки обычного драматического спектакля. Все элементы спектакля создают совершенно новый театральный язык, новую форму, развивающую уже найденное в предыдущих спектаклях студии SounDrama режиссёра Владимира Панкова.
Билеты на сайте www.et-cetera.ru.
Сергей ПТИЦА