«Вам не пьесы бы в театрах смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя…». Эту знаменитую реплику Раневской из пьесы Чехова «Вишневый сад» можно назвать рефреном спектакля «Братья Ч», премьера которого состоялась на сцене Иркутского драматического театра.
«Братья Ч» — спектакль не «по Чехову», а о Чехове. О том, какие жизненные обстоятельства формировали Антона Павловича как человека, как писателя. В жизни каждого классика можно увидеть ситуации, периоды, обстоятельства, оказавшие огромное влияние на его творчество: у Достоевского — «казнь» и каторга, у Толстого — Севастополь, у Бунина — русская деревня, любовь и природа. А у Чехова это, похоже, его происхождение, семья, вся та атмосфера, в которой он пребывал с рождения и практически до самой смерти. Многие события из жизни автора находили отражение в его рассказах и пьесах.
Чехов писал: «У меня есть родственный клобок, я к нему привык и ношу его как шишку на лбу, он состоит из 8 человек — мамаша, папаша, братья, сестра. С одной стороны, я уже не могу без этого клобка, шишка для меня скорее доброкачественная, чем злокачественная, но на самом деле я связан по рукам и ногам».
В центре спектакля «Братья Ч», поставленного по пьесе Елены Греминой, — непростая история семейной жизни Антона Чехова. Вернее показан только один день из жизни начинающего писателя, но он очень достоверно характеризует обстоятельства, в которых формировался талант Чехова. Чтобы прокормить семью, молодой писатель вынужден создавать небольшие рассказы, получая по 8 копеек за строчку. Юноша — по мнению семьи, не очень одаренный (отец говорит, что «на Антошу можно положиться. Таланту не дал Господь. А пишет день и ночь…») — тем не менее единственный тянет всех: разорившегося отца, постоянно требующего расплатиться с тем-то и тем-то, спивающихся братьев. Он готов ради спасения семьи жениться на девушке из богатой еврейской семьи. На сцене не появляются мать и сестра писателя, но в контексте диалогов упоминания о них часты — Чехов, как крест, нес ответственность за них на протяжении своей короткой жизни.
Гремина для написания пьесы использовала письма, воспоминания и произведения самого писателя. Все по правде, без прикрас, далеко от того знаменитого Чехова в пенсне, которого мы помним со школы. Братья вспоминают о том, как в детстве перебирали спитой чай с мусором, чтобы отец еще раз продал его, как получали подзатыльники во время строгого отцовского воспитания, в результате чего стали отъявленными атеистами и циниками. Несостоявшаяся невеста Чехова Дуня говорит про родных Антона: «Они уроды, они погубят тебя!». Антоша упрямо отвечает: «Это моя семья!». Семья совсем не интеллигентная, мутная, с показным благонравием отца, сплошными комплексами братьев. Но в этой атмосфере и формируется Чехов как писатель. «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости, — писал Чехов издателю Суворину. — Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям… выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
В пьесе есть постоянные отсылки к произведениям самого Чехова. История неудачной попытки жениться на состоятельной девушке прослеживается в пьесе «Иванов», попытка бывшей любовницы удержать молодого Чехова лежит в истории взаимоотношений Аркадиной с Тригориным в «Чайке».
Но тем не менее охлопковцы не показывают документальный театр. Это художественное произведение. «Когда мы вошли в ткань пьесы, было понятно, что это такая смесь современной пьесы. В чем-то о наших современниках и истории семьи Чеховых. И вот это переплетение документальной правды и живого сегодняшнего импульса очень хотелось донести», — говорит главный режиссер театра Станислав Мальцев.
Спектакль провоцирует не на описания, а на размышления общего порядка.
Василий Конев, исполнитель главной роли, говорит о том, что пьеса натолкнула его на размышления об осознанности, о том, что всегда нужно помнить себя, в результате сделав меньше гадости другим людям.
У спектакля после премьеры появились и яростные критики: «Нельзя так с Чеховым, которого мы любим!» Но постановку все-таки смотреть надо. Чтобы потом посмотреть на самого себя…