Комедия из-под палки
№ () от 10 декабря 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Антон Кокин ]
Давно знакомый иркутской публике барнаульский режиссер Олег Пермяков выпустил на большой сцене драматического театра им. Н. П. Охлопкова новый спектакль — «Лекарь поневоле» по пьесе Жана-Батиста Мольера. В 2022 году драматургу исполнится 400 лет, а его пьесы до сих пор актуальны во всем мире. Почему? Над этим вопросом предлагают задуматься в театре, а заодно легко и весело провести время.
В центре сюжета лентяй, плут и выпивоха по имени Сганарель (Артем Довгополый) — любимый образ Мольера. Пока он вяжет веники на продажу (лучшей работы он себе искать не желает), его жена Мартина (Дарья Горбунова) с синяком под глазом и полным рюкзаком малолетних голодных детей, желая отомстить супругу за постоянные побои, строит козни. Двум слугам богатого господина Жеронта (заслуженный артист РФ Игорь Чирва), ищущим лекаря для онемевшей дочери своего хозяина, она указывает на своего мужа — мол, вот величайший знахарь, правда, со странностями, поэтому, прежде чем уговорить его послужить, его, скорее всего, придется хорошенько отдубасить палками.
В общем-то, битье палками — это главный двигатель сюжета: практически каждый значимый герой будет побит, прежде чем что-нибудь сделать. Есть ощущение, что персонажи перекочевали в спектакль из итальянской комедии дель арте, а то и вовсе — древнегреческих дионисийских празднеств. Учитывая, что спектакль играется практически при полном отсутствии декораций, ассоциация с площадным театром, действие которого в какой-то момент оборачивается полнейшей вакханалией, только усиливается. Но не намекает ли параллельно режиссер Олег Пермяков на то, что и русский народ всегда всё делает из-под палки?
После побоев, да к тому же узнав, что за его работу ему сулят немалые деньги, Сганарель таки соглашается стать лекарем для потерявшей дар речи Люсинды (Екатерина Константинова), и здесь начинается новый виток комедии, в которой обычного плута начинают принимать за уважаемого человека (чуть ли не гоголевского ревизора). Ничего не смыслящий в медицине Сганарель начинает с умным видом нести такую околесицу, что на ум сразу приходят знахари и целители, существующие во все времена и по сей день облапошивающие доверчивых граждан в больших количествах. Но сам главный герой все же не настолько глуп и бесстыден. С одной стороны, действительно, «худо ли, хорошо ли работаешь, все равно тебе денежки платят», да и «покойники — люди тихие и скромные, никогда не побегут жаловаться на лекарей, которые их уморили», но, с другой стороны, вызнав реальную причину немоты Люсинды, он помогает ей всеми силами соединиться с возлюбленным Леандром (Константин Агеев). Таким образом, в герое классической французской комедии четырехвековой давности режиссер сумел увидеть типические черты русского человека и убедительно показать их на сцене.
Впрочем, весь морализаторский пафос снимается создателями действа еще до того, как зрители заподозрят что-нибудь неладное. Олег Пермяков применяет в «Лекаре поневоле» распространенный прием театра в театре, как бы вскрывая саму суть театральной природы. Все, что происходит перед нашими глазами, всего лишь веселая игра — от битья друг друга палками до любовных страданий (которые с уморительной жеманностью разыгрывает Екатерина Константинова). Герои сами передвигают немногочисленные декорации, тут и там снует девушка, на куртке которой крупными буквами написано «Реквизитор», а в какой-то момент Игорь Чирва и вовсе начинает переигрывать сцену, потому что в первый раз был недостаточно убедителен… Все это, с одной стороны, не дает нам забыть, что мы смотрим фарс, но с другой стороны, и здесь как будто звучит посконное: «сказка ложь, да в ней намек»…