> Уникальный проект реализовывается на Сахалине - Аргументы Недели Сахалин

//Культура Театры 13+

Уникальный проект реализовывается на Сахалине

№  () от 30 июля 2019 [«Аргументы Недели Сахалин», Ольга Ким ]

Десятки сахалинских школьников провели два летних месяца необычным для себя образом – они осваивали профессию актёра и получали прививку счастья. Выйти на подмостки, поверить в свои силы и открыть в себе новые таланты им помогла режиссёр и педагог театральной студии «Арт-класс» Валентина Шурыгина.

Что такое хорошо и что такое плохо

Валентина, расскажите, что такое «Прививка счастья»?

«Прививка счастья», или «Территория театра», – интерактивный социальный проект, созданный творческой мастерской «Артпроект» совместно с театральной студией «Арт-класс». Он направлен на то, чтобы вызвать у детей и подростков интерес к театральной деятельности, развить их воображение и способности к творчеству. Идея родилась больше года назад, ещё тогда, когда педагогом «Арт-класса» была моя мама Лилия Шурыгина. Мы с ней всегда считали, что театр, в котором играют дети, это уникальное средство развития личности, он помогает им увидеть и развить свои эмоциональные и интеллектуальные возможности; это очень эффективный способ разговора об окружающем мире, особенно в период всеобщей апатии и социального безразличия.

Благодаря погружению в разные миры дети постепенно формулируют для себя и усваивают нравственные нормы (что такое хорошо и плохо, что стыдно, а что нет), идут к духовной зрелости. Именно эти идеи изначально заложены в основу наших занятий в «Арт-классе». Студия существует уже восемь лет, у нас занимались и занимаются около 50 ребят. Но у нас с мамой всегда было желание открыть мир театра как можно большему числу детей и подростков. Так родилась идея «Прививки счастья». Суть проекта – вовлечение в театральную среду детей, которые не посещают нашу театральную мастерскую. Мы решили сами прийти к детям и сделать их непосредственными участниками спектаклей. На базе школы или любого другого образовательного учреждения разворачиваем театральную мастерскую и за короткий промежуток времени готовим к показу спектакль. А играют в нём ученики (воспитанники) этого учреждения.

А почему именно «Прививка»?

Всё просто. Как прививка даёт тебе защиту от болезней или дополнительные силы, чтобы их преодолеть, так действует и театр. Если ты окунулся в его внутренний мир, театр раскрывает тебя, твои неизвестные грани, даёт тебе уверенность в своих силах и возможностях. На сцене ты можешь быть и самим собой и вообще кем угодно, ты многогранен, на тебе нет ярлыков, которые на нас уже вешают в детстве (толстый, глупый, неуклюжий, недотёпа, зануда и т.д.). Театр даёт возможность почувствовать радость и счастье от того, что ты творческий, что ты раскрепощённый, что ты талантлив и уникален сам по себе. И эта прививка даёт тебе толчок и силы идти дальше по жизни с верой в себя и свои силы.

Главное – понимание

Как вам удалось осуществить проект? Ведь любая постановка, даже самая небольшая, требует хотя бы минимальных вложений в костюмы и декорации.

Благодаря поддержке на городском и областном уровне. В ноябре прошлого года моей мамы, главного вдохновителя проекта, не стало, но я решилась всё-таки на его реализацию и подала заявку на участие в грантах. Проект был одобрен, и закипела работа. Кроме того, очень важна и моральная поддержка, и непосредственная помощь в работе. На этапе реализации проекта рядом всегда были старшие ученики нашей студии; большую помощь в техническом обеспечении постановок оказывал наш бывший ученик, ныне сотрудник коррекционной школы «Надежда» Сергей Макаров; мои друзья Анна Фролова, Светлана Кушнарёва и многие другие.  

На каких площадках реализована «Прививка счастья» и какие спектакли вы поставили с детьми?

В первую очередь мы поставили спектакль с воспитанниками первой смены летнего детского лагеря на базе Дворца детского и юношеского творчества в Южно-Сахалинске. Для проекта выбрали постановку по произведению Сергея Михалкова «Праздник непослушания». Разбор пьесы, мастер-классы по актёрскому мастерству и репетиции шли в течение четырёх недель, а на закрытии смены, в конце июня, состоялась премьера. Около двадцати ребят вышли на сцену и впервые попробовали себя в роли актёров – и каждый из этих девчонок и мальчишек был уникален. В зрительном зале были их ровесники, и то, что они подпевали и даже подтанцовывали во время спектакля, стало, мне кажется, лучшей оценкой нашей общей работы.

«Праздник непослушания» мы потом повторили на сцене ДДЮиТ, но актёрами стали новые ребята – воспитанники второй смены.

Мне запомнилось высказывание одной из участниц проекта, игравшей в «Празднике непослушания», о том, что обычно спектакль ставят год, а мы сделали его за месяц, потому что они, актёры, хорошо понимали меня, режиссёра.

В постановке принимали участие ваши постоянные актёры, ученики «Арт-класса»?

Да, около десяти наших ребят помогали мне на протяжении всего проекта: играли небольшие роли родителей в «Празднике непослушания», проводили мастер-классы. Это костяк нашей театральной студии, самые старшие ученики, они же, как я уже говорила, помогали мне во время всех репетиций. С некоторыми из этих ребят, кстати, в мае мы принимали участие в Фестивале детских и юношеских театров России «Пролог-весна».

Увидеть настоящее

Один из этапов проекта был реализован в коррекционной школе «Надежда». Как вас здесь приняли, что вы ставили?

Директор центра «Надежда» Ольга Михаленкова сразу же с радостью откликнулась на наше предложение привлечь к работе в проекте их детей. Она даже побывала на премьере «Праздника непослушания», после чего ещё раз подтвердила, что рада нашему сотрудничеству. Для постановки в «Надежде» мы выбрали музыкальную интермедию «Как волк стал артистом». Эта пьеса менее объемная, но и времени на репетиции у нас было в разы меньше. Буквально за два дня мы сделали спектакль. И должна сказать, что ребята – огромные молодцы! Они очень работоспособные, талантливые, терпеливые, у них богатое воображение, и они очень тянутся к новым знаниям. После выступления я спрашивала, что им больше всего понравилось за те два дня, которые мы вместе работали, – им понравилось всё: и петь, и танцевать, и играть в специальные «актёрские» игры, которым мы их обучали на мастер-классах по актёрскому мастерству.

Проект был реализован не только в областном центре, но еще и в других районах области. Вы постарались вовлечь в «Территорию театра» как можно больше юных сахалинцев. Одним из таких мест стал Корсаков. Почему именно он?

Это город моего детства – место, где я сама на всю жизнь получила «прививку счастья». Моя мама долгое время была режиссёром Корсаковского народного театра. Примерно с пяти лет я стала играть в её постановках. Став взрослой, я пошла по маминым стопам, окончила сначала факультет режиссуры в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, после постоянно повышала квалификацию в ГИТИСе. Из Корсакова мы переехали в Южно-Сахалинск более 20 лет назад, когда маму пригласили на работу в «Чехов-центр», но я до сих пор люблю этот город. По этой причине «Прививка счастья» и оказалась здесь. С ребятами, которые посещали летнюю площадку Дома детства и юношества в Корсакове, мы также поставили спектакль «Как волк стал артистом» и мини-пьесу «Весёлые ежики». А затем настала очередь мальчишек и девчонок из летнего лагеря отдыха «Юный железнодорожник» приобщиться к миру театра. Технология интерактивного игрового проекта хороша тем, что позволяет за несколько дней отрепетировать и разыграть спектакль с большим числом артистов, не прошедших специальной подготовки. Вот и в лагере мы плодотворно провели два рабочих дня – освоили некоторые актёрские приёмы раскрепощения и перевоплощения и тут же применили их на практике, поставив спектакли.

Что вы ожидали от проекта и насколько оправдались эти ожидания?

Для меня важно было, чтобы дети и подростки увидели настоящий театр. То место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и способные играть с детьми и для детей. Персонажи сказок, книг, мультфильмов обретают в театре голос и плоть, выходят на подмостки, с ними можно взаимодействовать. Ну как не полюбить место, где сказка становится реальностью? Наш проект позволил юным актёрам принять участие в настоящих творческих мастер-классах, помог им ответить на многие театральные вопросы. У детей была возможность сделать на сцене всё самим. Такие театральные игры нравятся всем без исключения детям. Кроме того, они способствуют развитию логики, воображения, памяти, внимания, стимулируют творческие способности ребёнка. Для меня главным в этой работе было дать детям и подросткам почувствовать вкус и радость игры. Ведь для них – не актёров – самым трудным было преодолеть смущение, стеснение, снять собственные зажимы. Но если не ставить целью добиваться «профессионализма», а просто научить детей получать удовольствие от игры, то можно считать, что задачу мы выполнили. Как показал опыт «Прививки счастья», дети, выступившие на сцене, чувствуют себя бесконечно счастливыми и радостными.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте