> Право на счастье - Аргументы Недели Иркутск

//Культура Театры 13+

Право на счастье

№  () от 2 июля 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Антон Кокин ]

Последняя премьера сезона Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова — «Земля Эльзы» по одноименной пьесе Ярославы Пулинович в постановке Дмитрия Акимова. Спектакль о личной свободе, способности понимать других и непростой любви на склоне лет — бенефис народной артистки Наталии Королевой.

Главная героиня этой пьесы — обрусевшая немка Эльза (Наталия Королева), сосланная в Сибирь и всю жизнь прожившая в условиях подавления чувств и унижения, задумывается о личной свободе в возрасте 76 лет. Только что похоронив мужа, она понимает, что наконец может заняться собой. Дети, и даже внуки, уже выросли и живут отдельно, так почему же не позволить себе то, чего давно хотелось, но никак не моглось? Впрочем, даже невинная покупка туфель на каблучке уже вызывает вопросы у окружающих, начиная с продавщицы в местном сельпо и «коллег» по хору и заканчивая собственной дочерью и внучкой. Что же будет, когда на горизонте появится интеллигентный мужчина-вдовец Василий (заслуженный артист России Александр Булдаков), проявляющий не только дружеский интерес к новой знакомой? Бывший учитель географии готов открыть пожилой женщине новые горизонты. Однако никто из ближайшего окружения героев не готов поверить в их искренние чувства, и, что обиднее всего, в первую очередь крутят у виска самые близкие родственники. Право на любовь и счастье приходится чуть ли не отвоевывать, причем ценой собственной жизни.

Автор пьесы Ярослава Пулинович в своих интервью рассказывала, что взяла этот сюжет из реальной жизни, ей рассказала эту историю собственная бабушка. Ярослава даже назвала этот сюжет «Ромео и Джульеттой» наоборот. И действительно, в какой-то момент отношения между семействами двух влюбленных людей начинают напоминать вражду Монтекки и Капулетти, с той разницей, что Ромео и Джульетта вообще-то самые старшие в своих семьях, хотя и впервые испытали настоящее чувство. В какой-то момент спектакля даже начинают звучать монологи из пьесы Шекспира, а режиссер вводит в действие маленьких двойников главных героев, чтобы показать, что любовь пожилых людей такая же чистая и невинная, как у детей.

Спектакль о любви пенсионеров, поставленный молодым режиссером (Дмитрию Акимову 33 года) по пьесе молодого драматурга (Ярославе Пулинович — 31), получился удивительно трогательным и, если так можно выразиться, заботливым — по отношению к возрастным артистам и их героям. Ведь в самой пьесе и спектакле все остальные персонажи готовы буквально костьми лечь, только бы не допустить чужого счастья. При этом никого из них нельзя назвать откровенным злодеем — у каждого своя правда, и каждый хочет как лучше. Вот только жалко до слез именно Эльзу и Василия.

Но «Земля Эльзы» — это не только про любовь, которой, как известно, все возрасты покорны, это спектакль о понимании себя, о том, кто ты и насколько ты свободен. И когда непреклонный оптимист Василий Игнатьевич устами Александра Булдакова произносит замечательный монолог о старости («Не нужно вам стареть. Я, знаете, как думаю? Когда мне было пять, это был я. Когда мне было десять, это тоже был я. И в пятнадцать, и в тридцать. А сейчас мне семьдесят два, и это все равно я. А если я — это я и в пять, и в семьдесят два, значит, старости нет».), вдруг понимаешь, что речь здесь идет не только о возрасте, но о том, что право на счастье должен иметь любой человек, независимо ни от каких обстоятельств.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте