Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 32(66) от 09.08.2007

ЛЕГКА ПРОВАНСАЛЬСКАЯ НОЧЬ

, 00:00

 В июле проводится знаменитый международный музыкальный фестиваль в старинном французском городе Экс-ан-Провансе. На нем побывал наш специальный корреспондент Игорь ГУСЬКОВ.

Полет валькирий

 ФЕСТИВАЛЬ продолжает двигаться и развиваться с той же крейсерской скоростью, какую ему задал своим десятилетним правлением Стефан Лисснер.

 Теперь Лисснер поднимает на новые высоты театр Ла Скала и майскую фестивальную неделю в Вене. А делами в Эксе с этого года правит Бернард Фокруй, который 10 лет руководил оперным театром «Ла Монней» в Брюсселе.

 Наибольший интерес публики вызвали «Валькирия» в постановке Стефана Брауншвейга и версия Патриса Шеро оперы Яначека «Из мертвого дома». Международная пресса признала их событиями года.

 Чтобы еще больше упрочить завоеванные позиции, город и регион пошли на огромные затраты, построив новый стационарный оперный театр на 1300 мест. Этот обладающий великолепной акустикой Театр Прованса был открыт в конце июня постановкой вагнеровской «Валькирии».

 Тетралогию Вагнера фестиваль в Эксе «растянул» на четыре года. В этом году показали ее вторую часть.

 Главное достоинство постановки Брауншвейга – герои не просто двигаются по сцене, они на ней живут. Правдив каждый поворот головы и жест, всегда обоснованы движением музыки Вагнера в прочтении Саймона Раттла – руководителя знаменитого Берлинского филармонического оркестра.

 Нюансировка и темпы, задаваемые Раттлем, помогают нам открыть другого Вагнера.

Иван Денисович на оперной авансцене

 ЗАВЕРШИЛА фестиваль другая постановка года – версия Патриса Шеро оперы Леоса Яначека «Из мертвого дома».

 Сценография, декорация и костюмы переносят нас в середину ХХ в., меченого клеймами тоталитарных режимов. Шеро создает обобщенный образ места, где из человека выколачиваются последние капли человеческого. Опера приобретает стройность и законченность, несмотря на то, что на бумаге она выглядит как сборник монологов нескольких заключенных.

 Шеро не слишком вольничает с канвой повествования и с героями, используя либретто. Это сам Яначек, используя прозу Достоевского, на заре грозовых 30-х гг. прошлого века ссылал дворянина Горянчикова за политическую деятельность.

Дорогое высокое искусство

 ФЕСТИВАЛЬ буржуазный, фешенебельный. Организация, спектакли и исполнители – все на высшем уровне!

 Уже пятый год подряд в первую неделю фестиваля в Эксе собираются на экономический форум и французские «олигархи». Он проходит одновременно с фестивалем. По вечерам бизнесмены наслаждаются музыкой, а днем обсуждают дела. Объективно объяснимая высокая цена на билеты (от 200 до 350 евро за место) выставляет барьер на пути молодых в концертные залы. В связи с этим организаторы значительно увеличили квоту бесплатных и недорогих билетов, доведя их количество до 20 000 из 52 000. Молодых надо увлечь: именно они станут новым поколением поклонников Фестиваля в Эксе, который в следующем году будет справлять свое 60-летие.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram