Аргументы Недели → Культура № 26(568) от 06.07.17 13+

Бандитская романтика – таланты и поклонники

, 21:25

Владимир ОКУНЕВ – крупнейший в России коллекционер всевозможных артефактов, связанных с шансоном. А ещё Владимир Степанович, возможно, единственный в своём жанре историк блатной, тюремной песни. Любопытно, что сам он при этом уже около 40 лет работает в милиции-полиции Ленинграда-Петербурга. Он считает: популярность блатной песни в России падает, потому что страна наконец пережила лихие 90-е.

 

Не сидел – не пиши блатняк

– Каждой эпохе – свои песни. Время «братвы», «бригад» ушло. Будем надеяться, что навсегда. Бандитская романтика, слава богу, уже не так интересна населению. Теперь даже «Радио Шансон» не крутит блатняк, такие песни ушли в Интернет. Считаю, это правильно. Да и новых талантливых артистов в этом жанре нет. Характерно, что сейчас приблатнённые исполнители от псевдонимов возвращаются к своим именам: Трофим опять Сергей Трофимов, Жека – Евгений Григорьев, Петлюра – Виктор Дорин.

– Владимир Степанович, вы всегда говорите, что блатняк должны петь только сидевшие люди. А как же Высоцкий? У него немало блатных песен.

– Понимаете, Высоцкий или Пушкин – это штучные поэты, раз в сто лет рождаются. Они про всё писали очень точно. Гении. А так писать и петь тюремные песни, не побывав в неволе, – только людей смешить. Такие авторы допускают много фактических ошибок, потому что не знают феню, детали жизни за решёткой. Порой вообще не понимают, о чём поют! Хотя мне не нравится, если человек кичится тем, что сидел. Много таких интервью читал. Но сидели-то в основном все за дело! Да и сидеть можно по-разному: в зоне был в неуважухе, а на воле теперь строит из себя пахана. Также в интервью разных шансонье часто читаю, как они не любят «этот продажный шоу-бизнес, где одни голубые», а потом смотрю, если хорошо заплатят, стоят на одной сцене с «голубыми» как миленькие!

 

Справка АН

Окунев Владимир Степанович родился в 1957 году, 39 лет работает в МВД СССР и РФ, сейчас – в УМВД России по Кировскому району Санкт-Петербурга. В его домашнем музее собрана коллекция из примерно 10 тысяч музыкальных альбомов, из 8 тысяч фотографий, множества книг и уникальных афиш. Также Окунев модерирует сайт shansonprofi.ru, на котором собраны уникальные песенные и исторические материалы, касающиеся шансона и блатной песни.

 

Круг поймал «звёздочку»

– Как у вас, милиционера, складываются отношения с исполнителями, многие из которых побывали «по ту сторону шлюза»?

– Общаемся абсолютно нормально. Ведь блатные песни по-настоящему понимают только те, кто сидел, и те, кто сажает. Сажать – моя работа, ничего личного. Вот и знакомым «с той стороны» закона всегда прямо говорю: если будет за что – посажу.

Я близко дружу с исполнителем Сашей Дюминым. Он не просто талантливый, но ещё и очень глубокий человек. Как люди мне очень нравятся Михаил Шуфутинский и Вилли Токарев. Они не звездные и не заносчивые, могут часами раздавать автографы всем желающим. А вот тот же Михаил Круг в своё время поймал «звёздочку», общаться с ним было непросто…

– В последнее время по понятным причинам выросла репутация Российской армии. Стоит ли ожидать появления новых «военных» песен, которые также являются разновидностью шансона?

– Да, после возвращения Крыма и военной операции в Сирии авторитет армии резко возрос. В Крыму, кстати, живёт такой исполнитель – Александр Поручик, он во время «крымской весны» 2014 года дежурил на баррикадах, чтобы не пропустить на полуостров бандеровцев. И написал несколько песен на эту тему. Других новых «военных» песен не припомню. Но ведь и многие афганские, чеченские песни появились много позже после событий. Так что подождём.

– Простой, но одновременно сложный вопрос к вам как к историку жанра: когда появился в России шансон?

– Истоки шансона – в былинах, ведь это же сюжетные песенные истории. А в современном виде шансон оформился к началу XX века. Пожалуй, его расцвет пришёлся на времена Гражданской войны и НЭПа. Тогда родилось много хитовых песен: «Мурка», «Гоп со смыком» и другие. Появились такие «глыбы» жанра, как Александр Вертинский, Леонид Утёсов, Пётр Лещенко. Классика!

Ещё один расцвет пришёлся на 1950-е: тогда по амнистии вышло на свободу много интеллигентов, которые делились своими впечатлениями от лагерей в стихотворной форме. Тот же Высоцкий общался с ними, собирая материал для своих блатных песен. Из сидевших поэтов выделю, конечно, Михаила Танича. Он писал замечательные, глубокие тексты для группы «Лесоповал». Также отмечу братьев Полярников, которые работали на Шуфутинского.

– Шансон ныне – ещё и успешный бизнес. Имеет ли к нему отношение криминал?

– Конечно. Братва продвигала, раскручивала своих исполнителей. А те отрабатывали бесплатными концертами для «серьёзных пацанов». Тот же Григорий Лепс, к примеру. Те, кто отказывался сотрудничать с братвой, серьёзно рисковали.

– И последний вопрос. Почему существуют блатные песни и почти нет милицейских?

– Структура блатных песен построена на том постулате, что мент – плохой, а бандит – хороший. На это повлияли те самые 1990-е, когда СМИ поливали милицию грязью. Часто за дело, и всё же… Но на самом деле вы не правы – милицейские песни пишутся, мой знакомый участковый, к примеру, пишет, но – в стол, потому что в коммерческом плане милицейские песни никому не нужны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram