Аргументы Недели → Культура № 26(568) от 06.07.17 13+

Риски в темной подворотне

, 20:32

Отец Яна ЦАПНИКА был актёром, мама – спортсменкой, бегуньей. Мама хотела, чтобы сын стал артистом, а папа мечтал, чтобы Ян посвятил жизнь спорту. Ян же после школы пошёл работать поваром-кондитером в столовую швейной фабрики для глухонемых. А затем всё-таки поступил в Свердловский театральный институт. После двух курсов его забрали в армию. Дембельнувшись, Ян перевёлся в ЛГИТМиК. Служил в труппе знаменитого питерского БДТ им. Г.А. Товстоногова. Снялся более чем в 150 картинах, среди них: «Бригада», «Бандитский Петербург», «Под ливнем пуль», «Сапёры», «Шеф», «Горько!», «Ёлки 1914», «Физрук», «День выборов – 2», «Пушкин» и др.

НО, ВЫ же не застали в БДТ Георгия Александровича Товстоногова, верно?

– К сожалению, нет. Я пришёл в театр в 1992 году, а Георгий Александрович умер в 1989-м. Кстати, я узнал про смерть великого режиссёра, когда служил в армии, на учениях, после прыжков. Мы сидели с ребятами в палатке, и я тихонько слушал радио. И тут передают: «Умер выдающийся режиссёр Георгий Александрович Товстоногов». Кричу: «Ребята, Товстоногов умер!» И все бойцы из моей группы спецназа хором: «Да ладно! А он из какой роты?»… Не думал тогда, что окажусь в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. В его, так сказать, роте…

– Почему вы сейчас так много снимаетесь? И не всегда в фильмах и сериалах высокого качества. Дело в деньгах?

– Согласен, я всеяден, играю разные роли. Действительно, редко отказываюсь. У меня семья, её содержать надо. Но даже если снимаюсь из-за денег, всё равно стараюсь придумать что-то интересное для роли, выложиться по максимуму как актёр. Иначе нельзя, иначе будет полная профессиональная деградация, если только тупо произносить тот бредовый текст, который пишут порой сценаристы. Мне всё-таки удаётся иногда показать, что любой человек – загадка, личность.

Взять моего героя из популярного сериала «Шеф», майора полиции Андрея Ровинского. У него постоянно какие-то косяки по работе, он выпивает, может даже что-то украсть. Но у него есть убеждения, некое кредо, есть самолюбие, воспитанное с детства. И мой майор – положительный герой, пусть и со своими тараканами… В общем, стараюсь, чтобы мне не было стыдно за свои роли перед коллегами, друзьями, женой и дочкой Лизой.

– В одном из интервью вы говорили, что Лиза занимается тхэквондо и мир видит чёрно-белым. Что она такая же максималистка, как вы, и что вас это беспокоит…

– Да, раньше дочь не особо разбиралась в нюансах ситуации. Вступалась за всех «униженных и оскорблённых». У неё бывали стычки в школе, она, особо не задумываясь, использовала свои бойцовские навыки. Конечно, дочь брала пример с меня, в пределах армейского спецназа я тоже владею единоборствами… Но сейчас Лиза повзрослела. Поняла, что в жизни, как в радуге, существуют различные цвета.

Однако в большей степени я учил дочь бдительности. Не идти около стены по улице: сверху могут упасть сосульки. Сколько у нас в Питере было подобных случаев! Не двигаться с левой стороны по тротуару, прижимаясь к дороге. Потому что какой-нибудь идиот за рулём может заехать на тротуар, задеть тебя, травмировать. Если видишь компанию пьяных парней, обойди её. Ничего, не опоздаешь к своим подругам! Есть какие-то вещи, которые отчасти снижают риски.

– А пистолет в кармане снижает риски в тёмной подворотне?

– 90% людей думают, что, если у них есть пистолет, они защищены. Ничего подобного! Это не панацея.Важнее другое. Важнее понимать психологию потенциального противника. В армии военную психологию изучают. Очень полезная штука! Смысл такой. Любой человек – животное, только с мозгом. И часто ты не можешь с кем-то объясниться, разойтись миром, потому что ты говоришь на одном языке, а он – на другом. И вы не понимаете друг друга.

Был у меня давно такой случай. Иду с маленькой Лизочкой в коляске по каналу Грибоедова. Навстречу летит женщина, пихает мою коляску – та чуть в канал не улетает. Вежливо прошу женщину – нельзя ли поаккуратнее, видите, там ребёнок лежит. А женщина в ответ – а чего вы здесь разъездились?! И ты сразу понимаешь – человек говорит на другом языке, он – с другой планеты. Тут срабатывают знания военной психологии. Я женщине отвечаю на её языке: «Слышь, ты, тварь недоделанная!..» И та сразу правильно реагирует: «Ой, извините!» И убегает. Она меня услышала! Она говорит на другом языке не потому, что хорошая или плохая. Просто это – её язык!

– Я знаю, вы разделяете постулат Конфуция: не надо подставлять врагу ни правую щёку, ни левую…

– Мне вообще нравится китайская философия. Вот, допустим, у нас «шаг вперёд» что значит? Приближение к вершине, очередная маленькая победа. Все несутся вверх, обливаясь потом, язык на плече, порой по трупам друг друга… А в Китае так считают: шаг вперёд – это шаг вниз. Потому что из неба вышел – и в землю идёшь. Куда торопиться-то? Каждый шаг у китайцев взвешенный, неторопливый, с учётом полученного опыта. Потому и живут в своё удовольствие.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram