За 100 тыс. рублей можно сходить на балет в Большой театр, за несколько десятков тысяч – в Театр наций, Ленком или «Современник». Перекупкой билетов теперь заведует мафия. Сможет ли новый закон, который сейчас готовят в Министерстве культуры РФ, оградить зрителей от дельцов, перепродающих билеты по заоблачным ценам?
«Лишние» билетики
Рядом с театрами продают «лишние билетики» всего 5–7% от всего числа билетов. Половина покупателей приобретают их через Интернет, поэтому большая часть перекупщиков работает там же. Сайты-двойники практически не отличаются от настоящих. На первых позициях в запросах в Интернете выходят десятки дублёров основных сайтов. Таким образом, покупатели часто попадают в лапы мошенников. Театры как могут совершенствуют свои онлайн-продажи. Ограничивают количество билетов и время бронирования.
Часто спекулянты приобретают билеты таким образом. На популярные постановки продают по 2 билета в руки. У кассы оказываются 20 перекупщиков, им выдают 40 билетов. Бывает, некоторые кассиры продают с небольшой накруткой для себя. Ещё одна проблема: нелегальная торговля социальными билетами. Мошенники фальсифицируют письма с бланками. Первый заместитель художественного руководителя – директора театра Юрий Кравец говорит: «В МХТ отследить путь приобретённого социального билета пока не представляется возможным».
Борьба с мошенничеством
Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова говорит, что более высокие цены на билеты могли бы скорректировать ситуацию, сложившуюся с перекупщиками. Однако для Малого важнее оставаться общедоступным театром, который могут посещать студенты.
Директор Большого театра Владимир Урин борется с билетной мафией по мере сил. Время от времени театр судится с владельцами порталов-двойников. Однако убытки дельцов невелики – новый домен в Интернете стоит 500 рублей. После открытия Большого перекупщики скупали билеты на все предстоящие спектакли. Максимальная официальная цена билетов в партер тогда была смешной – 3 тыс. рублей, а продавали их по 15–20 тысяч. В начале прошлого года билеты для льготников начали печатать на отдельных бланках. Очередь на социальные билеты сократилась. На предпродажах стали выдавать браслеты с номерами. Теперь не нужно дежурить около закрытых касс по несколько часов.
Директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьёв пока не представляет, как новый законопроект будет реализовываться на практике. Всё-таки будет сложно доказать вину перекупщиков. В этом театре работает своя схема борьбы со спекулянтами. Здесь следят за тем, чтобы в кассе оставалась пара билетов. Разброс цен большой – от экономичных до очень дорогих. Определённый процент билетов выставляют по цене, близкой к спекулятивной. В итоге последняя пара билетов продаётся перед началом спектакля или вообще остаётся нереализованной. Таким образом, спекулянту у входа в театр делать нечего.
Волки и овцы?
Любопытно, что такое явление, как перепродажа билетов, говорит о том, что коллектив театра работает хорошо. С этим согласен Игорь Петрунин, работавший начальником рекламно-издательского отдела Малого театра. Руководство практически любого театра радуется, если у него появляются перекупщики. Это значит, что спектакли пользуются спросом. К тому же решается проблема реализации билетов. Директор Московского театра на Таганке Ирина Апексимова даже сожалеет о том, что у них пока нет такой проблемы. Наличие перекупщиков говорит об интересе к продукту.
В этом бизнесе торговли билетами сомневаются, что театры являются жертвами. Здесь работает некая схема действий, часто полулегальная. Скажем, театр продаёт билеты на ползала корпоративному клиенту. Путь этих билетов пролегает на сайт перекупщиков. Однако в бухгалтерии театра это считается продажей корпоративному клиенту. Грань между нарушением закона и его соблюдением достаточно призрачная. Худрук «Модерна» Юрий Грымов считает, что, как правило, администрация театра остаётся не в курсе афер. За сопровождение в обход кассы свой процент могут получать охранники. Бывает, перекупщиками являются бывшие работники театра, знающие закулисную жизнь. Обычно «с улицы» в этот бизнес не приходят.
Ждём закон
Все ждут принятия закона. Согласно ему, театр не будет возвращать деньги за сданные билеты. Исключение – замена или отмена спектакля. Досудебное блокирование сайтов перекупщиков станет разрешено. Директор Театра имени Вахтангова, член рабочей группы при Министерстве культуры Кирилл Крок не уверен в том, что закон решит проблему. Действительно, запрет на перепродажу билетов на нелегальных сайтах усложнит жизнь перекупщиков. Тем не менее полностью избавиться от мошенников не получится.