Удивительное дело, в этом году в конкурсе игрового и документального кино лидерами оказались именно русские фильмы. Это сказка сказок Рустама Хамдамова «Мешок без дна», это «Последний вальс» Юлии Бобковой о композиторе-ангеле Олеге Каравайчуке и трагический эпос мастера документального кино Сергея Дебижева «Раскалённый хаос». На фоне этих картин остальные ленты уходят на второй план, хотя и в них было много занимательного.
Например, в финской картине «Звездачи» (режиссёр Виса Койсо-Канттила) действие происходит в провинциальном финском городке в конце 70-х, куда докатилась американская сексуальная революция. И вот горячие взрослые в Рождественскую ночь устраивают посиделки в римском стиле, полуобнажённые пары меняются партнёрами, подзадоривая себя ещё и вином. На эту оргию являются подростки – их дети, которые ходят в эту ночь в рождественских костюмах по кабакам, чтобы спеть рождественскую песенку и заработать свою денежку.
Дети, поющие про младенца Иисуса, подарившего нам свет и надежду на спасение, конечно, довольно забавно выглядят на фоне на время прерванной оргии. Подростки вообще в этом фильме уникальные. На фоне развратных родителей они какие-то особенно целомудренные – даже от рукоблудия обещают Богу отказаться, если родители не разведутся. Разве что первую сигарету и первый алкоголь готовы попробовать. Но в сауну во время загородного пикника идут в трусиках, в то время как родители ворвутся в неё с голыми задницами (и не только) и совсем оттеснят крошек. Разврат продолжится и в загородном доме. Короче, два юных героя не выдержат, кинут камень в стекло веранды и уплывут на резиновой лодке в чистый залив, чтобы быть подальше от мира порочных взрослых. Меня эта искусственная история мало убедила, но позабавила и допускаю, что кому-то даже понравится.
Тоже забавный фильм испанского режиссёра Виктора Гарсии Леона «Селфи» применяет совершенно фальшивый приём камеры сопровождения главного героя, которой он рассказывает, чем в данный момент занимается. Издали похожий на Тома Круза, но вблизи просто миловидный юный идиот оказывается в экзистенциальной ситуации: его отец, коррумпированный министр, арестован, виллу конфискуют, мать куда-то девается, сестра уезжает с любовником. Герой остаётся в полной заднице. Он ещё не знает, что его исключили из привилегированного колледжа, и рассказывает камере, как здесь круто, но вот и встреча с ректоршей, которая и сообщает ему «приятную» новость.
Он удручён. Вообще, другой бы на месте героя убивался, но поскольку он идиот, просто разводит руками и едет ночевать на свою виллу в последний раз, потому что имущество уже конфисковано. Герою удаётся взять чемодан с личными вещами, и это, наверное, какой-то волшебный чемодан, потому что в каждой новой сцене наш мажор одет всё элегантнее. Теперь ему негде ночевать, он ходит по знакомым и даже – верх падения – просится переночевать к их бывшей домработнице. Непонятно, почему все эти люди разрешают при этом работать камере. Хорошо, условность, но ведь окружающие ещё и реагируют на камеру. При этом пускают в дом! С ночёвкой! Тут приём «немножко» даёт осечку.
В «Преисподней» датского режиссёра Фенара Ахмада главный герой по происхождению иранец успешно вписался в европейское общество, будучи прекрасным хирургом и ожидая сына от белой жены. А вот брат его остался заложником криминальной этнической группировки, которая «ставит его на счётчик». Не выкупив брата, герой получает его в свою больницу с ранами, несовместимыми с жизнью. И дальше мы видим, как он слетает с резьбы. Проведя своё расследование и узнав явки преступников, он в перерывах между операциями колет себя чем-то стимулирующим, садится на мотоцикл, мажет лицо в голливудский грим-страшилку, надевает шлем и, став героем-одиночкой, казнит плохих этнических парней одного за другим. Ему можно. Его родители – выходцы из Ирака. Правда, и злодеи не отстают, и он сильно рискует остаться без жены и ребёнка. Наш «Брат» был как-то веселее.
А вот один из конкурсных фильмов, представленных от России, а именно «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, – само совершенство. Здесь кино выступает не как простой мессенджер, а творит новый мир, в котором просто очутиться – одно ликование. По замысловатому сюжету, навеянному новеллой Р. Акутагавы «В чаще», действие разворачивается во времена Александра II, когда в одном из дворцов, принадлежащих богатому князю, героиня Светланы Немоляевой устраивает сеансы магического чтения. Она, фрейлина по вызову, приглашена дочкой князя развлечь отца занимательной историей с убийством из расчёта 50 рублей за эпизод. И сразу одна только чёлка Анны Михалковой (дочка) даёт зрителю точный сигнал лирической иронии, с которой будет вестись всё киноповествование. Когда всё будет готово и начнётся чтение, мы переместимся ещё дальше, в средневековую Русь, где в дубовой чаще живут люди-грибы, юноши и дети, и все носят шляпы по выкройке шапки сыроежки.
Между тем в лесу появляются на коне принц с принцессой, одетые в сказочные одежды из богатейших кладовых «Мосфильма». Там же бродит и разбойник. Он связывает принца и совершает насилие над принцессой, но сперва мы увидим мёртвого обнажённого принца, чьё тело привязано к дубу и пронзено стрелами, как Св. Себастьян у Боттичелли. Далее версии убийства будут меняться, тело живого и мёртвого принца будет принимать всё новые позиции, любовь разбойника и принцессы будет всё более сладострастной, в действие вступят дети-грибы, селянка и колдунья (суперроль Аллы Демидовой). Время от времени мы будем возвращаться в замок к фрейлине и князю. Считается, что дьявол скрывается в деталях. У Хамдамова в деталях озорные лучики иронии, которые сопровождают всё сказочное повествование. Одно удивляет: зачем этот чистый бриллиант киноискусства называть «Мешок без дна»? Чтобы его припрятать понадёжнее?
О документальных русских отличных работах я расскажу в следующем номере и прокомментирую решения главного жюри, которому выпала на этот раз не самая весёлая доля. А пока я прощаюсь с вами. До свидания, пока-пока!