Аргументы Недели Иркутск → Культура № 24(566) от 22.06.17 13+

Музей выставил корифеев

, 10:49

В минувшую среду, 21 июня, в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева открылась масштабная выставка «Корифеи сибирской живописи ХХ века», представляющая творчество художников-юбиляров Приангарья. В экспозицию отобраны лучшие полотна пяти авторов, чью круглые даты выпали на этот год. Среди них представители «сурового стиля», певцы байкальской природы, мастера портретного жанра.

Помимо юбилейных поводов, экспозиция приурочена к 85-летию Иркутского отделения Союза художников России, празднование которого в течение года отмечается серией больших выставочных проектов. Так, осенью в музейных залах развернется масштабнейшая выставка ушедших и ныне живущих живописцев Приангарья. А сейчас в большом и малом зале главного здания на Ленина, 5 представлены лишь пять ушедших художников: Александр Крылов (1912-1975), Евгений Шпирко (1922-2014), Аркадий Гутерзон (1922-1981), Евтей Симонов (1927-2004) и Владимир Тетенькин (1927-2009). Каждый из них был признанным мастером, оставившим глубокий след в развитии иркутской живописной школы.

Так, например, живопись признанного классика сибирского искусства Евтея Симонова, для творчества которого характерен реалистический символизм в особой лирико-эпической форме, отличает особенное внимание к материально полновесной форме и эмоционально озвученной «пленэрной» палитре. «В пейзажах, портретах и сюжетных композициях присутствуют цветовая энергетика и изобразительный лаконизм.

«Декоративно-цветовая напряженность, динамичные линии и ясно читаемая композиция передают особое эмоциональное настроение образов. Евтей Симонов пишет не виды или панорамы, а некие природные стихии, в которых происходят скрытые глубинные процессы, отсюда — разнообразие способов изображения. В лучших пейзажах художника земля, вода, небо, люди обретают особую торжественность и монументальность, отражающие величественный образ Сибири» — отмечают искусствоведы Иркутского художественного музея. Аркадий Гутерзон, родившийся в далекой Белоруссии и приехавший в Иркутск по окончании Великой Отечественной войны, стал одним из самых выдающихся сибирских живописцев, которому с невероятной выразительностью и полнотой удалось передать величественно-монументальные образы людей края, проникнуть в суть сибирского характера.

Александр Крылов тоже приехал в Иркутск после фронта и встал у истоков возрождения культурной жизни города в послевоенное время: до 1961 г. преподавал в Иркутском художественном училище, сумев воспитать целую плеяду замечательных живописцев. На выставке представлены несколько его сюжетных произведений и цветочные натюрморты, в которых он как никто умел тонко передать свежесть раннего утра или полуденный зной, превращающийся порой в настоящий гимн солнцу и жизни.

Евгений Шпирко успел состояться сразу в нескольких жанрах живописи: натюрморт, портрет, городской пейзаж, тематическая картина. Одной из главных тем его творчества является тихая, почти интимная жизнь старого Иркутска, увиденная глазами мечтателя и поэта. Помимо городского пейзажа, в экспозицию попали также натурные этюды солдат, с которыми автор прошел бок о бок всю Великую Отечественную войну. Это ценнейшие на сегодняшний день художественные документы, выполненные участником и очевидцем военных событий.

Наконец, еще одним признанным классиком сибирской живописи является Владимир Тетенькин — «тончайший колорист, искренний и эмоциональный живописец, он обладал удивительным даром говорить просто о сложном и серьезном. Его портреты, пейзажи, натюрморты излучают добрую энергию и отчасти задают светлый тон всей выставке. «Трудно передать словами изысканную красоту весенних, летних, осенних, зимних пейзажей художника и попытаться определить, где и каким образом кончается природа и начинается искусство — так пронзительно остро передает художник волнующую прелесть мотива, неуловимые колебания воздушной среды, тонкую игру света и тени», — говорит о нем искусствовед Юлия Башинова.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram