С 22 по 29 июня пройдёт 39-й Московский международный кинофестиваль. Как утверждают его организаторы, экономический кризис и санкции никак не повлияют на его проведение. Однако, как и в последние годы, мирового «звездопада» у нас не предвидится.
Все к нам?
Организаторы кинофестиваля, как всегда, до последнего держат в секрете приглашённых звёзд. Возможно, из суеверия. Мужское население столицы и Подмосковья порадует приезд на ММКФ Орнеллы Мути в качестве члена жюри. Впрочем, укрощать строптивую не пришлось. Орнелла, как известно, купила в центре Москвы квартиру и хочет стать гражданкой РФ. Причина изменения гражданства – большая любовь к Златоглавой.
Многие наверняка с ностальгией вспомнят Московский кинофестиваль, проходивший в 50–80-е годы прошлого века. И некоторым покажется, что тогда к нам приезжало больше именитых кинематографистов. Но это обманчивое впечатление. ММКФ – старейший кинофорум после Венецианского, но до 1999 года проводился один раз в два года. А во времена железного занавеса любой приезд хотя бы одного известного актёра воспринимался советскими людьми как праздник. В наше время Брэды Питты к нам прибывают достаточно часто, и не только на фестиваль.
Презентации мировых премьер звёздами мы стали воспринимать как нечто обыденное. Киноведа Кирилла Разлогова часто спрашивают: часто ли отказываются звёзды от приезда на Московский кинофестиваль? Он отвечает: «На всех кинофестивалях количество отказов всегда одинаково – 70–80%. На ММКФ происходит так же. И это совсем не зависит от санкций. Виной тому – время летнего отдыха, а также начало съёмочного периода у большого количества кинематографистов.
Организационные вопросы
В этом году Московский кинофестиваль проводится практически через месяц после закрытия Каннского. Это осложняет некоторые организационные вопросы. Отбор конкурсных лент пока не закончен. На данный момент на конкурс было отобрано 11 фильмов. Два из них – российские: «Карп замороженный» Владимира Котта и «Купи меня» Вадима Перельмана. Последний, как объясняет программный директор Кирилл Разлогов, был отобран вовсе не благодаря своим художественным качествам, а для того чтобы показать разнообразные тенденции российского кинематографа. «Купи меня» – это мейнстрим. Скоро будет оглашён ещё один конкурсный российский фильм. Разлогов также сетует на то, что организаторы не успеют сформировать специальную программу, посвящённую музейной проблематике. Дело в том, что победитель Каннского кинофестиваля – фильм «Квадрат» – рассказывает о музее. Вокруг этой ленты можно было бы собрать достойных.
Чем будут удивлять
Чем будет отличаться нынешний кинофестиваль от предыдущих? Разлогов отвечает из года в год одно и то же: «Фильмы будут другие». Однако в этот раз исключением станет одна картина, которую показывали два года назад. Эта лента включена в программу, посвящённую 100-летию революции в России. «Наш форум отличает разнообразие, у нас показывают абсолютно разноплановые фильмы в отличие от того же Берлина. Там царит «политкорректная» идея». Кирилл считает, что Москву и Канны роднит отсутствие одной генеральной идеи. Вместо неё – сборная солянка. Постоянным интересом пользуется программа Петра Шепотинника «8 с половиной», в которую включены фильмы-победители Каннского и других кинофестивалей. По ночам в кинотеатре «Октябрь» любители ужастиков смогут вдоволь побояться. Нас ждёт целая программа хоррора.
Программа документального кино также постоянно пользуется популярностью у зрителей. Порой документальные ленты становятся более яркими и поражающими воображение, нежели игровые.
Виртуальность
Новшество ММКФ – программа VR‑кино Russian VR Seasons, которую курирует режиссёр Георгий Молодцов. Мы сможем ознакомиться с модной тенденцией в кино – сферическими работами. Они созданы для просмотра в шлемах виртуальной реальности. Это направление стало настолько популярным, что на Венецианском кинофестивале будет создана специальная конкурсная программа VR-кино. В России впервые был проведён фестиваль сферического кино в прошлом году. Там же проходила творческая лаборатория, где обучали студентов. Отечественные работы оказались ничем не хуже зарубежных. В рамках программы будут показаны документальные ленты, снятые в том числе на озере Байкал, на Эльбрусе. 13–16 камерами снимали на 360 градусов.
Разлогов говорит: «Если нам удалось сделать хотя бы 10% из задуманного – это уже успех. На сей раз удалось». Пётр Шепотинник добавил: «Оставшиеся 80% мы доработаем в последние дни до начала фестиваля….» В любом случае киноманам, как и в прошлые годы, не придётся скучать.