Аргументы Недели → Культура № 14(556) от 13.04.17 13+

Иллюзия - причёсанная реальность…

, 08:41 ,

У Анны КОТОВОЙ-ДЕРЯБИНОЙ около 60 ролей в кино. Она окончила актёрский факультет РАТИ, потом училась в Высшей национальной школе телевидения. Творческий путь начала с эпизодических ролей в сериалах. С 2010 года сотрудничает с «Театром. DOC», Театральным центром им. Вс. Мейерхольда, Театром «Кураж». Зрители знают актрису по работам в таких фильмах и сериалах, как «Любовь на районе», «Широка река», «Долгая счастливая жизнь», «Этаж», «Оттепель», «Как меня зовут», «Соблазн», «Шакал», «Подмена» и др.

- Анна, в новом спектакле Театра «Кураж» «Двенадцатая ночь» в постановке Владимира Мирзоева вы играете графиню Оливию. Чем актуальна пьеса Шекспира для современного зрителя?

– Хочу сказать, что наш спектакль – не классический Шекспир, а как раз такая «осовремененная» версия. Костюмы – практически с подиума модных показов, выдержаны в тёмных тонах, из декораций – белый задник и белые колонны. Красочность действию придают световые решения. Нет особой привязки и ко времени. Чем сейчас актуальна «Двенадцатая ночь»? Почти все герои пьесы пребывают в некоей иллюзии. Тема иллюзий актуальна всегда и везде. Девушка Виола притворяется мальчиком, чтобы попасть к герцогу Орсино. Графиня Оливия влюбляется в этого мальчика, а на самом деле – в девушку. Потом появляется брат-близнец Виолы. Всё меняется местами, происходит череда недоразумений. Но сила веры Оливии в иллюзию так сильна, что в итоге всё складывается в её пользу!

И сегодня наша жизнь состоит из иллюзий. В соцсетях выкладываем о себе только то, что нам выгодно, – красивые фото, положительные отзывы. Чтобы предстать перед пользователями Сети в благоприятном для себя свете. То есть создаём некую иллюзию. Кто-то более правдив, кто-то менее. Но всё равно это такая «причёсанная» реальность. Однако сила веры в эту реальность не всегда приводит к хеппи-энду, как у Шекспира. Когда люди знакомятся друг с другом в Сети в надежде найти свою любовь, они создают «иллюзию себя». И строят иллюзии о возможном партнёре. При реальной встрече такие иллюзии обычно быстро рассеиваются.

– Кино тоже – сплошная иллюзия. В «Оттепели» Валерия Тодоровского, где вы сыграли одну из ролей, была успешно создана иллюзия о «счастливом советском времени», не так ли?

– Мне сложно сравнивать то время и наше: в советские годы я была совсем маленькой. Наверное, кино возвращается к той эпохе потому, что там отношения строились по-другому, в обществе были более внятно озвучены нравственные вопросы: так вот поступать можно, а так нельзя. Как в картине «Москва слезам не верит», помните: «Обнимаетесь прямо на улице, как вам не стыдно?» В наше время такие замечания кажутся перебором – молодые люди что хотят, то и делают. Но какая-то толика правды здесь есть. Нельзя, чтобы всё было дозволено. А сейчас дозволено слишком многое.

На съёмках «Оттепели» Валерий Тодоровский всё-таки старался не уходить от реалий того времени. Это касалось даже мелочей. Например, под костюмы мы, актрисы, надевали аутентичное бельё. Чулки пристёгивали к поясу, как носили в 60-е годы прошлого века. Бюстгальтеры, комбинации – практически всё было из того времени, из костюмерной «Мосфильма», где вещи бережно хранились. Казалось бы, зритель бельё не увидит, зачем так утруждаться? Тем не менее оно давало тебе абсолютно другую походку, другое существование в кадре. Самоощущение времени рождается как раз из незначительных деталей.

– Анна, вы сыграли главную роль в комедии «Любовь на районе», которая, как написано в одной из рецензий, про «обычных людей, любящих пиво и семечки». Как думаете, кто смеётся над этими персонажами – такие же любители «пива» или те, кто далёк от подобных реалий?

– В реальной жизни я никогда не дружила с ребятами, похожими на героев сериала «Любовь на районе». Хотя там, где жила, на Щёлковском шоссе, было много таких компаний. Парни и девушки сидели на лавках, пили пиво, курили. Как-то общались в своём кругу, крутили романы. Взрослели. Я в таких компаниях не тусовалась. Поэтому дальнейшую судьбу этих ребят не отслеживала. Конечно, «районный период» можно преодолеть и войти во взрослую жизнь нормальным гражданином. Но можно стать и гопником. В нашей сериальной истории действуют не гопники. Да, наши герои – бесшабашные и сумасбродные. Но они – добрые. А гопники всё-таки злые. Моя героиня домашняя, она может и вкусно приготовить, и быстро в квартире убраться, но и подзатыльник мужу дать, отругать его крепкими словцами. Такие девушки потом становятся «бабцами», как я их называю.

Смотрят ли обычные люди, которые живут в регионах и не могут заработать на «феррари», сериалы типа «Любовь на районе»? Думаю, смотрят. Ведь это жизнь процентов 80 граждан нашей страны! Им некогда думать о гламуре, они думают о том, чем накормить сегодня домашних. И проявляют они свою любовь, как умеют и как могут. По-другому их просто не учили. И в этом они абсолютно честны!

От чего рождается юмор? От узнаваемости. Мы видим знакомое – о, это я знаю! Становится смешно. Смешно или грустно. И те, кто живёт «на районе», могут «отзеркалить» то, что происходит на экране, узнать себя, друзей, посмотреть на всё со стороны. И – рассмеяться!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram