Дмитрий ДЮЖЕВ известен зрителю по разнохарактерным ролям в таких картинах, как «Бригада», «Родина ждёт», «Всадник по имени Смерть», «Жмурки», «Остров», «Каникулы строгого режима», «Утомлённые солнцем – 2», «Одесса-мама», «Истребители» и др. Он родился в актёрской семье, но не все знают, что в конце 1990-х и в самом начале нулевых годов Дмитрий потерял сестру, отца и маму. С тех пор семья, семейные ценности – главное для известного артиста. Дмитрий безумно любит свою красавицу-жену Татьяну и двоих сыновей.
- Вы воспитываете восьмилетнего Ивана и двухлетнего Диму. Сейчас много говорят о всплеске детской жестокости, в Интернете выкладываются ролики, где подростки избивают своих сверстников. Вам не страшно за будущее ваших мальчиков?
– Конечно, страшно. Всплеск детской жестокости связан с общей жуткой безответственностью граждан нашей страны. У нас всё и всем сходит с рук! И детей никто не ругает, а они продолжают мучить своих сверстников, снимать дикие сцены на телефон, выкладывать всё в Интернет. Для детей запретные игры – адреналин, момент самоутверждения. Но нельзя ничего оставлять безнаказанным!
– А как детей наказывать? Бить ремнём?
– Нет. Хотя меня родители били, приводя в пример, что до революции, дескать, в школе наказывали розгами за плохое поведение и учёбу – «прописывали ижицу», как раньше говорили. И помогало. И у меня было такое представление, что это правильно: пороть ребёнка, как и век назад, за двойки. Но моя умная жена Татьяна всё рассказала мне про детскую психологию, комплексы и обиды, которые возникают у детей, если их подвергают телесным наказаниям. И я сразу изменил своё мнение о «прописании ижицы».
На мой взгляд, нужно создавать для трудных подростков некие социальные лагеря со строгими профессиональными педагогами, с жёстким графиком, спортивной или кадетской дисциплиной. Оттуда и придёт наше светлое будущее. Конечно, это суровая мера, это не демократия. Но как-то надо воспитывать таких вот «недовоспитанных» детей!
Безусловно, ответственность должны нести и родители, у которых дети совершают такого рода преступления. Ведь как мы воспитываем своих детей? Матом…
– Да ладно! Ну не все же!
– Не все, конечно. Но я лично видел одну жуткую сцену, когда стоял в пробке. Идёт по улице молодая девушка. Симпатичная, не пьяница, не бомжиха. Ведёт за руку ребёнка. А сынок загляделся на что-то и не мог так быстро вместе с мамой идти. И она на него бранными словами. Мальчик от испуга просто вжался в асфальт. А мать снова и снова: «Я тебе что сказала, бегом!» И опять мат-перемат… Тут уж я не выдержал, не постеснялся, выскочил из машины. Говорю: «Что ж вы творите? Вы бы хотели, чтобы ваша мать на вас таким матом кричала?!» Хотя наверняка её мама так с ней и разговаривала. Яблоко от яблони…
– Интересно, а что вам ответила мать-матерщинница?
– «Ой, извините, ой, ха-ха-ха!» Она, конечно, узнала во мне актёра и засмущалась. Надеюсь, что-то в ней переключится, и она поймёт, что сын, когда вырастет, будет вот такую «маму» вспоминать.
– Может, у нас агрессия, мат и ругань расцвели буйным цветом ещё и потому, что в обществе отсутствуют внятные нравственные ориентиры?
– Мне кажется, очень важно сменить нынешние ориентиры. Какие у людей сейчас цели? Обогатиться любой ценой! Надо изменить сегодняшние идеалы, принципы, мораль на культ знаний и доброты. Необходимо найти настоящего положительного героя, такого, на кого мы все захотим быть похожими. Америка в своё время назвала свою цель «американской мечтой». И её граждане повелись, устремились к этой цели. У нас ничего подобного не придумали. Кино и телевидение пропагандируют культ денег и насилия. По мне, так надо цензуру ввести на ТВ – на скандальные передачи, сериалы про убийства, преступления! И фильмы снова снимать про что-то доброе, про то, что всегда было в лучших советских картинах.
– Кстати, как вы относитесь к ремейкам советской киноклассики? Например, ваш друг Сергей Безруков снялся в очень спорной картине «Джентльмены, удачи!»…
– Я, конечно, понимаю продюсеров, у которых не хватает хороших историй на полный метр. Им бизнес нужно делать, вкладывать деньги, и снова их собирать, и дальше вкладывать. Когда у тебя нет истории, в которой ты уверен, что она соберёт кассу, спасаешься тем, что предлагаешь зрителям старую историю, но по-новому сыгранную…
– То есть эксплуатируешь наше культурное богатство в своих корыстных целях?
– Как я уже сказал, я не одобряю наживу любой ценой. Но кино, повторяю, – бизнес, никуда от этого не денешься. Нет ничего плохого, если знакомый сюжет будет снят по-новому, с более крутым драйвом, движением, сменой темпа, ритма. Другое дело – конечный результат. Всегда существует опасность, что новое будет хуже старого. Поэтому, когда я сам снимался в картине «Беременный», мы все настаивали, что это не ремейк комедии с Арнольдом Шварценеггером, а совсем другая история. Зачем пытаться переиграть то, что стало классикой своего жанра?