В Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова состоялась главная премьера этой весны. Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой» к юбилейной дате писателя поставил бывший главный режиссер театра Геннадий Шапошников. Он назвал получившийся спектакль полифоническим, поднимающим множество актуальных вопросов: от разобщенности поколений до строительства будущего при полном отказе от прошлого.
Написанная в середине 70-х годов прошлого века, эта история остается актуальной и сейчас. Строительство новых гидроэлектростанций продолжается (ярким примером может служить недавно введенная в эксплуатацию Богучанская ГЭС), а значит, тысячи людей вынуждены покидать свою малую родину, где жили они сами и их предки. Такой была и небольшая деревня Матера, судьбы жителей которой были описаны Валентином Распутиным в одном из лучших его произведений. Расположенная на острове посредине Ангары, она подлежала затоплению, а ее обитатели вынуждены были бросить свои дома и переселиться в город. Но Валентин Распутин обозначает в своей повести не только конфликт города и деревни, технического прогресса и векового сельского уклада. Он затрагивает вопросы человеческой памяти, взаимоотношения поколений, распада человеческого рода.
Все эти вопросы постарался перенести в свой спектакль и режиссер Геннадий Шапошников. «Мы не стали выделять какую-то одну центральную линию, потому что отказываться от всего остального — это, на мой взгляд, нечестно по отношению к автору. Поэтому я постарался сделать полифоническое произведение, как и привык делать в последнее время».
И все же при переводе прозы на сценический язык от некоторых линий пришлось отказаться. Так, например, в спектакле вовсе отсутствует придуманный автором дух (или хозяин) острова. «Маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин», — так описывает его Распутин в повести. Не показан (вернее переосмыслен) на сцене и другой значимый образ повести — царский листвень, символизирующий непобедимую силу Матеры. Пришлые люди, занимающиеся зачисткой территории, в тексте Распутина не смогли ни спилить его, ни сжечь, он так и остался стоять на острове в момент затопления. В художественном решении спектакля (авторства главного художника театра Александра Плинта) листвень побежден — он присутствует в спектакле в виде огромного скошенного пня, который символизирует и жизненную опору героев (многие сцены разыгрываются прямо на нем), и отчасти олицетворяет сам остров, который должен уйти под воду.
В течение всего действия в образе молодой счастливой пары на сцене несколько раз появляются родители одной из главных героинь спектакля — старухи Дарьи. Эту роль пронзительно играет народная артистка РФ Наталия Королева, которая занята и в другом значимом спектакле драмтеатра по прозе Распутина — «Последний срок». «Этот автор необычайно сильно попадает в мою душу. Матера — это наша матрица, наш генетический код. Если мы его потеряем, мы все погибнем. Об этом мы хотели сказать своим спектаклем», — отметила она перед премьерой.
Жанр постановки обозначен режиссером как «драматическая повесть», подразумевая, что спектакль имеет эпическое повествование, но при этом артисты существуют на сцене по законам драмы. «Это то, чего нет в «Последнем сроке», с которым у «Прощания с Матерой» нет ничего общего, разве что небольшая схожесть характеров персонажей. В остальном спектакли сделаны совершенно по-разному. Если «Последний срок» (поставлен на камерной сцене. — Прим ред.) — это исключительно частная история, за которой даже неловко наблюдать, находясь в непосредственной близости, то «Прощание с Матерой» (поставлен на главной сцене с большим количеством артистов), — это, конечно, эпос», — говорит Геннадий Шапошников.
Сотканные из небольших эпизодов, перед зрителями проходят последние месяцы целой деревни и одноименного острова, который метафорически обозначает вековой уклад, традиции, культуру, а если следовать мысли Распутина, то и саму жизнь.