16.03.2017 07:29:17
Но сколько требуется мастерства, чтобы вдохнуть в них жизнь? Об этом нам рассказала заслуженный работник культуры Сахалинской области, артисткукловод Маргарита Петрова.
Мой первый театр
С известной в нашем городе актрисой мы встретились накануне Международного дня кукольника. Уже более десяти лет этот праздник в нашей стране отмечают 21 марта.
Несмотря на то, что за плечами уже 30 лет работы, каждый выход на сцену приносит Маргарите новый шквал эмоций, а свой первый спектакль актриса помнит до сих пор. Помнит она и то, как приняла решение перебраться с материка на остров.
– Я заканчивала тогда Саратовское театральное училище, отделение «Актёр театра кукол», – вспоминает Маргарита Петрова. – Предполагалось, что по распределению меня направят куданибудь в Брянск, Астрахань или Саратов. Но неожиданный звонок Владимира Ральчука, который в то время был режиссёром сахалинского театра, всё изменил. Он был знаком с нашим мастером и, зная, что тот выпускает группу, предложил работу на Сахалине. Никто с курса ехать в такую даль не захотел, а я, после недели раздумий, решилась. Думала – поработаю пару лет, наберусь опыта и вернусь.
Перелёт для молодой артистки был непростым: двое суток пришлось просидеть в Москве, в аэропорту объявили, что на Сахалине погода нелётная – сильная метель.
– Это было второе марта 1987 года, – вспоминает Маргарита. – Когда прилетели, не увидела ничего, кроме сугробов. Из достопримечательностей разглядела только памятник Ленину. Снегопад был настолько сильный, что телефонные будки, которые раньше стояли в городе, замело полностью. Вырывали снежные тоннели, чтобы можно было хоть както ходить по улице.
Театр кукол в те годы находился на улице Карла Маркса. Для постановок арендовали часть здания, в котором и прошли многие годы моей театральной жизни. Актёрский состав со временем пополнился, но в то время, когда прилетела, в театре работали всего два актёра.
– Я стала третьей, позже приехал ещё один актёр из Абакана, Евгений Пермяков, – продолжает Маргарита Петрова. – Вот так, вчетвером, и начинали работать. Это был мой первый театр, поэтому всё, что в нём происходило, принимала всем сердцем. Репетировали с утра до ночи, ездили по городам. Выезжали с гастролями на север Сахалина, на Курилы. Всё это было в радость.
Работа на новой сцене
Несмотря на большой интерес и любовь к своему делу, в первый год Маргарите Петровой работать было нелегко. Тоска по родным, надоедливая, ещё со студенческих лет, жизнь в общежитии – нагоняли грустные мысли. Но особенно скучать и тосковать было некогда – много трудились, ездили по Сахалину, впечатлений – хоть отбавляй.
– Это было настоящее открытие для меня, – говорит Маргарита. – Покорили чудеснейшая природа, море. Постепенно всё стало налаживаться, через полтора года государство впервые выделило сотрудникам театра квартиры. Получить жильё тогда было просто неслыханным счастьем. Через некоторое время устроилась и личная жизнь. В 1994м у меня родился сын, который пошёл по моим стопам. Сейчас учится в СанктПетербургском государственном институте сценических искусств и будет режиссёром театра кукол. Желание поработать в других театрах, конечно, было, но уже тогда вывела для себя закон: если внутри тебя гармония, ты занимаешься любимым делом, то и у тебя, и твоих близких есть здоровье – хорошо будет везде.
Работа в Сахалинском театре кукол приносила всё больше новых ролей, с годами сложился дружный коллектив, росло количество спектаклей – и маленькой сцены уже не хватало, впрочем, как и мест в зрительском зале. На долгие уговоры театралов, администрация области ответила лишь спустя 30 лет, выделив новое здание к юбилею учреждения культуры. Сахалинские зрители получили возможность смотреть спектакли на двух сценах – в малом и большом залах. Открытие состоялось 15 августа 2011 года, а первым спектаклем, сыгранным на новой сцене, был «Иоанна и огонь» – работа режиссёра с мировым именем Петру Вуткэрэу.
– К нам приезжали известнейшие мастера режиссуры из Москвы, СанктПетербурга и других театров России и зарубежья, наш театр со своими спектаклями стал бывать на различных фестивалях. Актёрская работа – это всегда и сложно, и интересно одновременно. Мы очень зависимые от режиссёра люди, именно он выбирает материал, говорит, кого ты играешь. Иногда это вызывает сложности, но нужно всегда оставаться профессионалом и уметь играть даже те роли, которые вызывают у тебя протест по разным причинам. Актёрской профессией невозможно овладеть раз и навсегда, каждый день учишься чемуто новому.
Чтобы кукла ожила, стала полноценным партнёром и актёром на сцене, смогла передать яркие эмоции, мысли зрителям, необходимо овладеть тайнами профессии кукольника. Кукла сама по себе уже произведение искусства, и я, как актриса, не могу его разрушить. Мы должны постараться создать роль сообща. В этом партнёрстве, в соединении живого и неживого и рождается театр кукол, который является сотворчеством многих людей. Куклы не терпят долгого разговора, если нет динамики на сцене, зрителю станет скучно. Кстати, наш театр – один из немногих, у кого есть и взрослый зритель, мы ставим спектакли для людей разных возрастов.
У меня несколько любимых спектаклей. «Аленький цветочек» – это из стареньких, там есть и живой план, и кукла (режиссёр Станислав Железкин). Сейчас очень популярны синтетические театры – когда на сцене есть и драматический актёр, и кукла. Из последних серьёзных спектаклей для взрослого зрителя – это «Одиночество в Макондо» (режиссёр Чакчи Фросноккерс) по роману Г. Маркеса «Сто лет одиночества»; «Непетерь» (режиссёр Ч. Фросноккерс) по дневникам и рассказам Даниила Хармса, спектакль пройдёт в конце апреля; «Сердце матери» (режиссёр Юрий Уткин). В этих работах было настоящее сотворчество, слияние режиссёров, художников и актёров для одной большой цели – важного разговора со зрителем об очень важных темах. Естественно, это был и профессиональный рост, ведь всегда хочется попробовать себя в чёмто новом. За свою творческую жизнь переиграла, наверное, всех животных, девочек, мальчиков, бабушек, злых ведьм и колдуний, бабочек, гусениц и других сказочных героев. Не вспомню даже ориентировочно, сколько всего ролей пришлось сыграть, ведь в одном спектакле, актёркукольник может играть сразу нескольких персонажей.
Всегда радостно выходить на сцену, признаётся Маргарита, когда тебе есть, что сказать, когда сердце твоё волнуется и болит, и тебе непременно нужно поделиться этим со зрителями, которые становятся соучастниками и сотворцами театрального действия, тогда получаешь от них эмоциональный отклик и понимаешь, что живёшь и работаешь не зря.
– Одна из моих самых любимых ролей – роль собаки в спектакле «Одиночество в Макондо». Там действуют и куклы, и актёры, играю в живом плане, можно сказать, такого места ангелахранителя, где проходит жизнь многих поколений людей. Нужно было сыграть столько глубоких чувств, ярких эмоций – от радости до трагедии, и все это, практически, без слов. Это была очень серьёзная и интересная работа.