Аргументы Недели Иркутск → Культура № 9(551) от 10.03.17

Четыре свадьбы и ни одних похорон

, 08:52

Весна, любовь, интриги и музыка короля вальсов Иоганна Штрауса — на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского 4 и 5 марта презентовали новую оперетту «Венские встречи». Премьеру приурочили к Международному женскому дню, хотя спектакль получился вовсе не о власти или равноправии женщин — главной движущей силой здесь является любовь, которой подвластны все: и австрийские модистки, и восточные принцы.

Творческое наследие великого Иоганна Штрауса включает сотни танцевальных пьес, комическую оперу, незаконченный балет и 15 оперетт, многие из которых давно стали мировой классикой. На сцене Иркутского музыкального театра в разные годы с большим успехом шли «Цыганский барон» и «Шпага поэта», «Король вальса» и «Ночь в Венеции», и, конечно, главный хит — «Летучая мышь», которая больше чем за полвека пережила пять постановок. А вот «Венские встречи» в Иркутске не ставились никогда, более того — в официальном списке написанных композитором произведений для театра они также отсутствуют. Интрига в том, что эта оперетта была написана, можно сказать, без участия композитора и много лет спустя после его смерти.

В 1970 году ленинградский дирижёр Евгений Корнблит и переводчица Полина Мелкова, взяв за основу пьесу венского драматурга Гуго Вьенера (современника Иоганна Штрауса), создали музыкальный спектакль, наполненный малоизвестными произведениями и некоторыми популярными мелодиями признанного во всём мире короля вальсов. Получилось единое и довольно цельное полотно, которое, кстати, пользовалось большим успехом у ленинградской публики 70-х годов прошлого века, но потом на несколько десятилетий исчезло с театральных подмостков и оказалось почти забыто. Материал вернули к жизни спустя 40 лет всё в том же Петербурге, но он по-прежнему неизвестен широкой публике. И это несправедливо — считает главный режиссёр Иркутского музыкального театра им. М.Н. Загурского Анна Фекета. Три года назад она поставила этот материал на сцене Хабаровского краевого музыкального театра, а в первых числах марта повторила свой опыт в Иркутске, немного переработав оригинальное либретто и вдохнув в него новую жизнь.

Эта история, полная неожиданных сюжетных поворотов, бурных страстей и лёгкого юмора, начинается в австрийской столице Вене, где хозяйка модного салона Эмма ломает голову над тем, как ей отомстить своей давней конкурентке, которая выходит замуж за графа. Властной и амбициозной модистке не приходит в голову ничего лучше, чем женить на себе настоящего принца. Фиктивный брак должен помочь не только обойти соперницу, но и сыграть рекламную службу её салону — если какой-нибудь принц будет обслуживать в нём клиенток. На счастье Эммы, такой человек находится — Роберто, наследный принц полуразорившегося восточного государства Барбалия, как раз находится в Вене и нуждается в деньгах. Сделка к взаимной выгоде обеих сторон заключена, и даже более того — Эмма неожиданно становится настоящей королевой целой страны, «которая так похожа на салон мод». Но вот неожиданность — делам государственным опять начинают мешать сердечные. Роберто влюбляется в свою фиктивную жену, и в это же время объявляется его бывшая возлюбленная, танцовщица Изабелла. Да ещё и взрослая дочь Эммы объявляет ему о своих чувствах… Как это часто бывает в опереттах, история закончится свадьбой, да не одной, а целыми тремя, а всего за спектакль (с учётом фиктивного брака) их случится четыре.

У Анны Фекеты получился по-настоящему весенний спектакль — лёгкий, яркий, интригующий, наполненный любовью и юмором. В постановке соединяются две культуры, что отражено в костюмах, декорациях и даже отчасти в музыке. Так, первый акт полностью проходит в Вене, а второй начинается в выдуманной Барбалии, которая, по словам режиссёра, «вносит в спектакль свой особый колорит, нотку флёра и магии».

Главные партии достались молодым солистам, которые отдаются своим театральным образам без остатка. Роль принца Роберто в разных составах исполняют Андрей Данилов (младший) и Гейрат Шабанов, за Эмму поют Татьяна Кокина и Светлана Щерботкина. Но помимо основной сюжетной линии, здесь масса любопытнейших персонажей, за жизненными перипетиями которых очень интересно наблюдать. Так, предприимчивого помощника Эммы Шпехта очень живо, легко и весело играет Станислав Чернышев (в другом составе — Александр Баязитов), а больше всего запоминается комическая троица барбалийских министров, пытающихся плести дворцовые интриги. Министр Жуткан (в разных составах — Николай Мальцев и Владимир Попов), министр Пиранья (Александр Айдаров и Николай Хохолков) и министр Бланкос (Игорь Переверзев и Владимир Яковлев) готовы на всё ради любимой Барбалии и своих тёплых насиженных мест. Именно они делают эту выдуманную историю, произошедшую в XIX веке, похожей на сегодняшний день.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram