Заслуженная артистка России Татьяна ЯКОВЕНКО родилась в Москве. С первой попытки поступила в «Щуку». В Театре на Покровке работает со дня основания. Снялась в фильмах «Сделка», «Искупление», «Бухта страха» и др. Основная тема всех фильмов Татьяны – любовь. И как признаётся актриса, ей бы хотелось играть не мам или со временем бабушек, а влюблённую женщину. Ведь полюбить можно в любом возрасте. Одна из последних работ Татьяны Яковенко – фильм «Не свадебное путешествие», где она выступила и как актриса, и как продюсер.
- Татьяна, в фильме «Не свадебное путешествие» снялся сын Карена Шахназарова Иван. Карен Георгиевич был на премьере?
– К сожалению, не смог прийти, но после посмотрел на диске и сказал, что фильм ему понравился. Правда, отметил, что в данном случае он необъективен. На главную мужскую роль у нас было две кандидатуры – Ваня Янковский и Ваня Шахназаров. Мы долго не могли решить, кого из них выбрать, оба необыкновенно хороши и очень разные. С Янковским история была бы более дерзкой и комедийной, а с Шахназаровым романтичной. Получилось так, что Янковский не смог сниматься из-за сроков съёмок, и выбор сам собою пал на Шахназарова. Ваня меня поразил. Когда он начал сниматься, ему был 21 год, но он выглядел серьёзным, мужественным и внутренне взрослым человеком. Положительный и красивый, такой стопроцентный романтический герой. Романтика сегодня не в моде, но тем не менее каждому в глубине души хочется романтических отношений. Судьба у этого фильма непростая. Нам пришлось расстаться с очень капризным режиссёром и по ходу съёмок дорабатывать сценарий.
– Все ваши продюсерские проекты – это фильмы о любви. Что нового вы хотите сказать миру, ведь про любовь уже столько снято?
–Ну как на свете без любви прожить? Любовь всё наполняет смыслом. Люди, живущие без любви, – несчастны. Я знаю таких, которые не влюблялись ни разу и не знают, что это такое. У них в приоритете – выгодно выйти замуж или найти партию по статусу. Проходит время, они меняют партнёров, но их уже ничего не удовлетворяет. В какой-то момент понимают, что просто мечутся и их жизнь пуста. В ней нет чего-то главного. Прагматичные и практичные, к 50 годам несчастные. Такие если и смотрят фильмы о любви, то не верят или не могут прочувствовать. Я считаю, что жизнь не надо просчитывать. Когда живёшь сердцем, то, оглядываясь назад, ни о чём не жалеешь и ничего бы не хотел изменить.
– В фильме Александра Прошкина «Искупление» вы сыграли мать комсомолки, которая доносит на неё, что та ворует продукты в столовой. За это юную Сашу называют – патриот своей Родины. Сегодня патриотами называют и тех, кто закрывает выставки и спектакли...
–У меня, как у матери, вообще не было осуждения Саши. Такой вот христианский образ матери, которая любит и жалеет дочь как заблудшую душу. Более того, она винит себя, что родная дочь совершила такой страшный поступок, как предательство. Я поняла и внутренне оправдала свой персонаж. Как и моя героиня, я всегда виню себя в неприглядных поступках моих детей. Да, я люблю свою родину, люблю наших людей, люблю свой город – именно в Москве у меня бурлит жизнь, именно здесь моё место. Какое-то время я жила в Англии, где учились мои дети, и была возможность там остаться, но я рада, что нам пришлось вернуться. Все мои мысли, планы связаны с нашей страной. И чтобы мои дети жили здесь, чтобы они направили свой талант на родную землю и наших людей и всё у нас менялось к лучшему.
– В «Искуплении» вы снимались вместе с Андреем Паниным. Как вы о нём вспоминаете?
–У меня были блистательные партнёры в кино и в театре, но не со всеми складывались лёгкие партнёрские отношения. С Андреем сразу возникло ощущение какого-то единения. Мы только познакомились, а я сразу поняла, что с этим человеком будет очень легко. Андрей был деликатным, не капризным, очень талантливым человеком, такой настоящий мужик. К сожалению, эта роль была последней блистательно прожитой, а не сыгранной ролью Андрея Панина. В кино, как правило, он играл отрицательных персонажей, а здесь раскрыл свои иные актёрские грани. Его герой – трогательный, трепетный, любящий, необычайно тёплый человек.
– В Театре на Покровке вы работаете уже 21 год. Откуда такая преданность?
– Полтора года назад не стало Сергея Арцибашева, который был нашим мастером. Мне всегда казалось, что где бы я ни снималась, но именно там моё место, там мои любимые партнёры, с которыми я съела пуды соли. Всегда приходила в театр с радостью, потому что нас всех объединяли общая молодость и общий успех. Арцибашев создал свой театр, когда многие театры распадались. Взялся за классику и выиграл. Мы много гастролировали по разным странам, ездили по фестивалям, получали призы. У нашего театра своё неповторимое лицо. Мы долго были не очень известны только потому, что Сергей Николаевич не любил публичность, предпочитал сидеть в своей норке и заниматься искусством, а мы были при нём. А после смерти мастера арцибашевская труппа как-то распалась. Теперь это совсем другой театр, другая история. Что будет дальше – увидим. Я всегда надеюсь на лучшее.