Аргументы Недели Иркутск → Культура № 7(549) от 22.02.17

«Новая драма» погрузила в «Иллюзии»

, 08:29

В отсутствие больших премьер в государственных театрах Иркутска необычайный наплыв публики наблюдается в частных театральных центрах. Так, «Новой драме» через день пришлось повторить премьеру своего спектакля «Иллюзии», на первом показе которого случился настоящий переаншлаг. Впрочем, возможно, причина ажиотажа — в авторе Иване Вырыпаеве, пьесы которого любят у него на родине, но официальные театры их не ставят.

В свое время молодой иркутский драматург Иван Вырыпаев был чуть ли не изгнан из родного города за свои смелые, зачастую провокационные пьесы. Зато его с восторгом встретила Москва, где Вырыпаев стал одним из ведущих представителей нового направления в современной драматургии под названием «Новая драма».

Теперь такое же название носит в Иркутске небольшой театральный центр на 40 мест, который организовали меньше года назад актеры Театра юного зрителя им. Вампилова в свободное от основной работы время. Здесь ставят спектакли без оглядки на худсовет и строгую дирекцию, учат актерскому мастерству и осуществляют независимые творческие проекты. Подвальное помещение в центре города способно вместить около 40 зрителей, но бывают постановки, на которые приходит и по 60 человек, как случилось в минувшее воскресенье на первом показе «Иллюзий» Ивана Вырыпаева.

Кстати, в марте прошлого года Вырыпаев был одним из первых гостей «Новой драмы», он тогда удачно оказался в родном городе в первые дни работы театрального центра. Ныне прославленный на весь мир драматург и режиссер горячо приветствовал начинающих новое дело актеров и в качестве поддержки разрешил им ставить свои пьесы без выплаты авторского гонорара. Первым спектаклем «новодрамовцев» по пьесе Вырыпаева стал «Июль» — монолог маньяка-убийцы, сыгранный Викторией Криницкой в полной темноте при мерцании ноутбука. Вместе с режиссером Вадимом Карионовым она уже успела показать эту постановку и в Москве, на первом Форуме независимых театров, организованном «ГОГОЛЬ-центром» Кирилла Серебренникова в ноябре прошлого года. И удостоилась положительных откликов в столичной прессе.

Вторым репертуарным спектаклем по Ивану Вырыпаеву стали «Иллюзии» — по пьесе, написанной в 2011 году для одного немецкого театра, а в результате поставленной во многих городах Европы, России и даже в Нью-Йорке. Как признавался сам автор в нескольких интервью, это его первая большая серьезная пьеса, при этом она о любви и максимально свободна от него самого. Любопытно, что от текста остраняется не только сам автор, но и актеры, которые не играют в этом спектакле персонажей, а лишь рассказывают о них.

На сцене попеременно, а иногда и все вместе появляются четыре рассказчика: двое мужчин и две женщины (в их роли выступают актеры Вадим Карионов, Николай Кулебякин, Наталия Маламуд и Анжела Маркелова, которая и поставила спектакль). Они рассказывают о жизни двух супружеских пар. Герои американцы, но, в конечном счете, это не имеет большого значения, за исключением их имен и места действия. Сандра и ее муж Денни, Альберт и его жена Маргарит живут рядом и дружат домами. На первый взгляд, в их жизнях нет ничего особенного, они просто доживают до старости в тихом семейном благополучии, однако перед смертью вдруг решаются совершить последние признания. Во время произнесения многословных монологов о сущности и смысле любви вдруг выясняется, что герои знают друг о друге далеко не все… Но является ли правдой то, что они решили сообщить своим любимым перед смертью? А что еще важнее — является ли правдой то, что каждую конкретную минуту говорит автор через своих персонажей? Постоянно манипулируя зрительским вниманием и восприятием, причем иногда делая это в открытую, Иван Вырыпаев дает понять, что само искусство — это и есть те самые иллюзии, в которые с удовольствием готовы погружаться зрители.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram