Аргументы Недели → Культура № 6(548) от 16.02.17

Мороз премьерам и сенсациям не помеха

, 09:07 , журналист, обозреватель, продюсер

Эта зима и морозы за 20 для многих оказались испытанием на прочность. Чтобы не впасть в отчаяние и депрессию, «Аргументы недели» выбрали для вас те события и премьеры наступающей весны, которые не просто порадуют, а удивят и вдохнут в вас новые силы. Итак, это в МХТ «Дракон» Константина Богомолова, опера «Идиот» в Большом театре, «Апельсины&лимоны» в Театре Пушкина с примой Верой Алентовой, «Всё кончено» Эдварда Олби в постановке Камы Гинкаса, «Брак по-итальянски» в Театре оперетты и настоящая сенсация – выставка о мужской моде в Историческом музее «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века».

«Дракон» и «Идиот» очаровали всех 

О том, что Константин Богомолов будет ставить в МХТ «Дракона» Евгения Щварца, было объявлено осенью 2016 года на сборе труппы. В театре придерживаются мнения, что это будет «…творческое прочтение Константином Богомоловым» двух пьес Шварца – «Дракон» и «Голый король». Так свободно и легко удаётся прочитать литературную и кинематографическую классику (и не только её) только ему. Поэтому вся Москва в предвкушении показов, которые состоятся в середине февраля. Между Олегом Табаковым и Константином Богомоловым уже сформировался творческий тандем. Это стало понятно после постановки «Юбилея ювелира», когда маэстро сам доверил «провокатору и хулигану» Богомолову поставить такой роскошный классический «Юбилей». За это время Богомолов пытался освоить творческое пространство Театра Ленком своим «Князем», где такие эксперименты и манифесты смотрятся и живут, но, к сожалению, не срослось… и «Князю», и режиссёру указали на дверь.

Но вернёмся к «Дракону». Впервые спектакль по пьесе Евгения Шварца появился на сцене Ленинградского театра комедии ещё во время Великой Отечественной войны. Но после первого показа 4 августа 1944 года пьеса попала под запрет. «Дракон» вновь возродился на сцене Ленинградского театра комедии под руководством режиссёра Николая Акимова уже после смерти Шварца. Но для многих зрителей «Дракон» – это прежде всего фильм Марка Захарова 1988 года. Главные роли в нём исполнили ведущие актёры Театра Ленком: Олег Янковский, Александр Абдулов, Виктор Раков, Александр Збруев. В мхатовском спектакле заняты: Олег Табаков, Игорь Верник, Надежда Калеганова, Павел Табаков, Кирилл Власов, Данил Стеклов, Евгений Перевалов, Кирилл Трубецкой. Сайт театра осторожно предупреждает нас, что «Дракон» – «не о власти. Не о любви. Не о деньгах. Но о том, что розовый цвет страшнее чёрного, а ночь яснее дня; что одна голова – хорошо, а три – плохо… А главное: лучшее украшение девушек – это скромность и прозрачное платье». Вот так цветасто и весёленько готовят нас, зрителей, к встрече с пьесой-притчей о тирании и искушении властью. В постановке Богомолова Драконом предстанет Игорь Верник, и похоже, эта роль – подарок для актёра и театральное событие. Достаточно вспомнить мною любимого Кощея Бессмертного из сказки «После дождика в четверг» 1985 года. Такого обаятельного, хитрого, циничного, живого и сверкающего своей фиксой советского кощеища Табакова я запомнил на всю жизнь. Чем сверкать и очаровывать будет мхатовский Дракон, пока остаётся тайной. Но то, что это будет ДРАКОН всея Руси, – сомнений нет.

Возможно, певица Земфира уже давно попала под «очарование» Дракона и режиссёра Богомолова и стала официальным композитором проекта и даже написала исповедальную песню главного монстра эпохи. Скоро всё узнаем. Ждать осталось недолго.

Громкая премьера нас ждёт на новой сцене Большого театра в середине февраля. Это последняя опера Мечислава Вайнберга «Идиот», написанная в 1986 году. Как и большая часть творческого наследия этого композитора, она оказалась вне интересов публики. Хотя именно его музыка звучит в фильмах «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Афоня» и мультфильме «Винни-Пух».

И лишь мировая премьера в Национальном театре Мангейма в 2013 году вернула имя композитора в мировую табель о рангах и заставила согласиться, что опера Вайнберга «одновременно эпична, мелодична и мастерски инструментирована». «Идиот» на сцене Большого театра – лишь третья по счёту постановка оперы Вайнберга в России. Впервые произведение со значительными сокращениями появилось на подмостках Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского в 1991 году. Полную версию «Идиота» в постановке Алексея Степанюка представили 6 июля 2016 года на сцене концертного зала Мариинского театра.

На сцену Большого театра «Идиота» выведет израильский режиссёр российского происхождения Евгений Арье, художественный руководитель театра «Гешер», а либретто по одноимённому роману Достоевского написал Александр Медведев, которого познакомил с композитором великий Дмитрий Шостакович.

Любовь, смерть и цитрусовые

«Апельсины&лимоны» – название пьесы Ноэла Коуарда о жизни немолодой актрисы после ухода со сцены. По мнению режиссёра-поставщика Евгения Писарева,идейная связь с цитрусовыми в пьесе английского драматурга явно проглядывается, особенно когда это касается закулисья. Спектакль готовится как бенефис к юбилею народной артистки Веры Алентовой, поэтому зрителей ждёт целая череда загадок и сюрпризов. Но это ещё не всё… Зрители должны распознать интеллектуальный квест – где игра, а где реальные эмоции актрисы, оставившей подмостки и тоскующей по сцене. А наградой всем станут приятные эмоции и эстетика спектакля.

А вот пьесу американского драматурга, обладателя Пулитцеровской премии Эдварда Олби «Всё кончено» разыграют в фойе театра, так что у зрителей появится возможность оказаться на месте действия и разглядеть все подробности происходящего. А времени на это будет достаточно: за первые десять минут театрального действия актёры не произнесут ни слова.

Поставил эту пьесу режиссёр Кама Гинкас – целая эпоха современного театра. С момента создания эта пьеса Олби в 1971 году не раз появлялась на сценах многих театров и в домах многочисленных театральных любителей в качестве радиоспектакля, но всегда пролетала, как комета, перед зрителем. Теперь эту камерную историю о вечном противостоянии любви и смерти можно увидеть в МТЮЗе. Абсурд, новаторство и консерватизм в одном флаконе в этот вечер вам обеспечены.

«Брак по-русски» 

Вот и Театр оперетты устал от патриотизма и обратил свой взор (наконец-то!) на великую итальянскую комедию «Брак по-итальянски». За основу взята знаменитая пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Это творение итальянского драматурга увидело свет рампы на лучших сценах мира и теперь добралось до наших подмостков. А благодаря режиссёру Витторио де Сика герои комедии ожили на телеэкране в исполнении легенд итальянского кинематографа – Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.В театре в строжайшем секрете держат фамилии исполнителей и на любой вопрос отвечают: «Всё увидите на премьере 18 февраля!» Что ж, ждать осталось недолго. На сайте театра нехотя сообщают, что «приключения итальянцев на подмостках Московской оперетты запомнятся неожиданными режиссёрскими ходами Жанны Жердер, оригинальной хореографией Игоря Маклова и впечатляющими декорациями Игоря Нежного (на сцене даже появится настоящее авто 1939 года). Изобретательная сценография, костюмы и музыкальное сопровождение позволят зрителям мюзикла окунуться в атмосферу солнечного Неаполя, ощутить темперамент «города миллионеров и бедняков». Остаётся надеяться, что наши актёры хоть на один шаг приблизятся к великим итальянцам, а самым сложным после премьеры будет депортация российских зрителей из солнечного Неаполя в февральскую Москву.

«В России мужской моды нет!»

И самый главный подарок всем россиянам – мужчинам к 23 Февраля, а женщинам – к 8 Марта – готовит Исторический музей. Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века» – первая выставка о мужской моде. Утверждение советской дамы на телешоу «В России секса нет!» относится ко многим аспектам жизни. Но к моде прежде всего. Она вроде есть – в Италии, в Лондоне, в магазине, на страницах гламурных журналов, а в повседневной жизни – нет. Ведь до сих пор нет ни одной исторической или образовательной программы на эту тему. Рената Литвинова с телеканалом «Культура» выдала в эфир две блистательные программы – «История женского белья» и «История женской туфельки». И всё о них, о женщинах… Есть стилисты, блистательный историк моды Александр Васильев, но мужской моды и интереса к ней нет. Оказывается, есть и то и другое! И как рассказала мне сотрудник Исторического музея, автор и куратор выставки Наталья Виноградова, «мужская мода – это часть нашей истории, и она отражает мировоззрение того времени. Своей выставкой мы исследуем её».

Долгое время мужская мода оставалась в тени интереса к моде женской. И наконец-то это связь разрушена, и мужская мода предстанет, как ей и подобает, самостоятельно и во всей красе. Выставка «Красавец-мужчина» – первый крупный проект, полностью посвящённый данной теме. Основная его задача – показать эстетические идеалы и предпочтения модников прошлого не в качестве забавных курьёзов и странностей, а как норму и безусловную ценность для людей того времени; тем самым сделать чуть ближе и понятнее как ушедшую эпоху в целом, так и облик, поступки, пристрастия частного человека. В центре внимания оказались три наиболее ярких периода её истории. Каждому соответствует раздел выставки: «Куртуазность» знакомит с миром манерных, галантных щёголей середины – второй половины XVIII в.; «Отзвуки дендизма» посвящены сдержанным фашионаблям первых трёх десятилетий XIX в.; «Декаданс» представляет элегантных кокетов начала XX века. Кроме того, отдельный раздел будет посвящён современным тенденциям в мужской моде, где будут представлены работы молодых дизайнеров из Британской высшей школы дизайна. Остаётся дождаться этого события, пойти на выставку, смотреть и удивляться, как героиня одного фильма: «Как люди жили, как чувствовали!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram