Знаменитому режиссёру-мультипликатору Юрию Норштейну, подарившему нам «Ёжика в тумане» и «Сказку сказок», исполнилось 75 лет. Галерея на Солянке решила отметить этот юбилей необычно. Здесь до конца февраля будут рассказывать сказки. Выставка посвящена заставке к передаче «Спокойной ночи, малыши», которую придумал мастер вместе с Валентином Ольшвангом.
Не хватает сценаристов
Мэтр отличается от многих режиссёров-мультипликаторов не только необыкновенной фантазией и творческой натурой. Он скромный человек. С порога стал возмущаться: «Почему вы все хотите со мной поговорить? Знаменитую заставку делал не я один. Это несправедливо по отношению к Валентину Ольшвангу!» Мастер признался, что даёт интервью, скорее всего, в последний раз. На вопрос. существует ли братство российских мультипликаторов, мастер отвечает отрицательно. Сейчас оно проявляется только на вечеринках.
Мультипликация, по словам художника, выживает с трудом. «Все радостно говорят о том, что у студии появилось здание. Разве в этом дело? Делать мультфильмы можно и в сарае. Было бы тепло. Главное – кто и как там будет работать. Вот самый важный вопрос. Кстати, существуют ещё небольшие союзы, состоящие из 5–7 человек. Принцип жизни, а не выживания для них – это государственное финансирование в области мультипликации. При этом не исключена частная поддержка отдельных проектов. Но дело не в этом даже. Одно из самых слабых мест в мультипликации – отсутствие хороших сценариев и профессиональных сценаристов».Ушла школа. Цепочка, таким образом, прерывается.
Все училища закрыты?
Профессиональные мультипликаторы не появляются, если нет соответствующих училищ. За последние 25 лет почти все профтехучилища закрылись. Мультипликации учат во ВГИКе. Для того чтобы пройти начальный курс, достаточно двух лет. Дальше учёба проходит на киностудии. Режиссёр задействует ученика в соответствии с его наклонностями. А потом, чтобы стать мастером, нужно потратить минимум лет восемь!
Учёба вообще не должна заканчиваться. У молодых мультипликаторов появилась новая зараза – заносчивость. Мол, закончил учебное заведение – пора в режиссуру! А как же жизненный и профессиональный опыт? Их никто не отменял. В лучшем случае можно уйти в дебри формальных поисков… Закончив ВГИК, необходимо поработать ассистентом, художником, мультипликатором. Пройти длительный обучающий путь. Правда, всегда есть исключения. Юрий Норштейн говорит, что он самостоятельно прошёл курс режиссуры. Десять лет работал мультипликатором.
Творчество или коммерция?
Разделение на авторскую и коммерческую мультипликацию существует. Первым режиссёром авторского мультика «История одного преступления» стал Фёдор Хитрук. Это произошло в 1962 году. Все увидели, что мультипликация может содержать иные качества, чем нам ранее предлагалось. Однако новое не отменяло предыдущее. Шедевром «Снежная королева» по сию пору восхищается современный гуру Миядзаки. Юрий Норштейн интересуется современной мультипликацией хотя бы потому, что участвует в качестве члена жюри на двух фестивалях. Это Всероссийский фестиваль в Суздале, проходящий в марте, и Международный фестиваль «Крок».
По словам художника, там бывают хорошие, ремесленно правильно сделанные фильмы. Но по большей части – это слабое кино. Надо сначала научиться связывать хотя бы три слова, потом – и в огромное количество разнообразных элементов. Из них состоит фильм. Иначе это всё лукавство! Для того чтобы возродить мультипликацию, государство под эгидой «Союзмультфильма» обязано собрать, как минимум, 50 по-настоящему творческих людей. Найти их будет просто. Открыть курсы мультипликаторов. Дать ребятам хорошие стипендии.
В движении
По словам Юрия Норштейна, ему, как и остальным студентам, платили сумму, равную половине зарплаты инженера. Это была самая высокая стипендия в Советском Союзе. Кстати, школа-студия «Шар», которую приписывают Юрию Норштейну, принадлежит Андрею Хржановскому. Он режиссёр мультфильма «Королевский бутерброд».
В 75 лет Юрий Норштейн в постоянном движении. Интересно, что ему приходит в снах? Гуру отвечает так: «Кошмары, связанные с не сделанной мной до сих пор «Шинелью». – Он делает этот фильм с 1981 года! – Просыпаюсь в холодном поту от ужаса. Но вдруг находишь что-то удивительное! И уверенность возвращается». Новый год Юрий Норштейн по традиции будет отмечать на даче в Подмосковье вдвоём с женой, художником-постановщиком Франческой Ярбусовой. Они женаты уже 49 лет, но им по-прежнему интересно вдвоём. И всегда есть о чём поговорить.