Первая в этом сезоне большая премьера в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова случилась в минувшие выходные, 10 и 11 декабря. На большой сцене — «Бег» Михаила Булгакова в постановке приглашенного из Москвы режиссера Татьяны Ворониной. Трагическая история о судьбе белого движения времен гражданской войны поставлена, исходя из авторского замысла, как «восемь снов». Вот только непонятно, кому они снятся — автору, режиссеру или всем нам.
Несмотря на то, что Михаил Булгаков писал пьесу «Бег» по заказу МХАТа и даже получил за эту работу аванс, она увидела свет лишь спустя много лет после его смерти. Постановку запретил лично Иосиф Сталин, назвав «Бег» «антисоветским явлением» — за «проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины». Впрочем, после смерти самого Сталина премьера спектакля по этому материалу состоялась в 1957 году, по иронии судьбы — в Сталинградском театре, а в 1970-м пьеса была экранизирована и даже номинировалась на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Ставили «Бег» и позже, причем как в Советском союзе, так и в современной России, и особенно активно, как ни странно, в последние пять лет.
Татьяна Воронина тоже решила высказаться на тему трагической судьбы белой эмиграции — приглашенная в Иркутский драмтеатр на постановку, она долго не могла выбрать достойный материал, но потом название как будто пришло само, несмотря на то что режиссер никогда не работала с текстами Булгакова. Хотя режиссерский багаж у Татьяны Ворониной накоплен довольно приличный — десятки спектаклей в различных театрах страны. У нее даже был, пусть и небольшой, опыт работы в Иркутске. В прошлом году она принимала участие в режиссерской лаборатории Театра юного зрителя и за несколько дней поставила с иркутскими актерами получасовой этюд по рассказу «Нежный возраст» Андрея Геласимова, который, впрочем, не вырос в полноценный спектакль. Зато теперь — целое полотно на глобальную историческую тему.
Основным мотивом режиссера стала потеря родины главными героями, воевавшими с большевиками, но проигравшими эту войну. Время действия — 1920 год, место — полуостров Крым, с которого белые, осаждаемые Красной Армией, вынужденно бегут за границу. В страшном потоке оказываются самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина, от которой отказался муж, полковая дама Люська вместе со своим супругом генералом Чарнотой, приват-доцент Голубков и белый генерал Хлудов, которому постоянно мерещится несправедливо убитый им вестовой. Изгнанники каждый по-своему переживают утрату родины, и для всех без исключения жизнь на чужбине кажется невыносимой. Некоторые готовы вернуться, даже зная наверняка, что будут немедленно расстреляны.
Татьяна Воронина строит спектакль исходя из жанра, обозначенного автором. Пьесе предшествовал подзаголовок «восемь снов», и режиссер, следуя букве произведения, намеренно уходит в своей постановке от «бытового театра». Спектакль максимально оторван от какой-либо конкретики, из-за чего смотреть его поначалу трудно — кажется, что действие происходит в безвоздушном пространстве. К тому же каждая сцена далеко отстоит от предыдущей, из-за чего возникает ощущение рваности повествования. Сами персонажи выглядят случайными, но в этом и состояла задача — Татьяна Воронина, по ее словам, запретила актерам придумывать биографии своих героев, а сосредоточиться на том, что все происходит во сне.
Ощущение сна при определенном зрительском усилии действительно возникает, и в этом, безусловно, заслуга главного художника театра Александра Плинта, придумавшего декорации и оформление сцены, которая выглядит как некое условное пространство, лишенное особых примет. Холодные конструкции, изображающие развалины зданий, пострадавших то ли от обстрелов, то ли от бомбардировок, создают атмосферу неуюта, разрухи, неприкаянности, заполнившей души персонажей. Люди вынуждены бежать, но где бы они ни оказались, их везде ждет то же самое: мир холоден, враждебен и неприютен, а сами они никому не нужны. Впереди — туман неизвестности, но героям хватает мужества двигаться дальше — надеждой, что когда-нибудь тьма расступится, и станет свет. В этом смысле спектакль Татьяны Ворониной про всех нас.