Аргументы Недели Петербург → Культура № 49(540) от 14.12.16

«Дракон» вернулся на сцену Театра комедии

, 10:21

Николай Павлович Акимов, очень любивший пьесы Шварца, друживший с ним, обожал его «Тень», «Повесть о молодых супругах», «Голого короля» и больше всего «Обыкновенное чудо». И, вернувшись из эвакуации, принялся за постановку новой пьесы «Дракон». Акимову казалось, что пьеса о борьбе против чудища-юдища весьма ко времени, и хоть «дракон» ещё не побеждён, но всё идет к победе над ним. В 1944 году ленинградский Театр комедии показывает в Москве спектакль, и радостные Шварц и Акимов ждут откликов на своё детище! Ведь Дракон – это же не что иное, как фашизм, и борьба с ним – святое. Но вместо похвальных оваций авторов ждал разгром.

«Дракон» не ставился 18 лет. Сергей Образцов поставил кукольного «Дракона» лишь в 1980 году. А в 1962 году Акимов уже после смерти Евгения Шварца вновь ставит «Дракона» в своём родном театре. И всё тот же Лев Колесов в роли страшного узурпатора, Ланцелот – молодой красавец Геннадий Воропаев, а Бургомистра блестяще играл Павел Суханов. Ну и затем «Дракон» с большим или меньшим успехом шествовал по отечественным и зарубежным сценам. Марк Захаров дважды ставил «Дракона» – первый раз в студенческом театре МГУ, но после нескольких показов спектакль был запрещён. И в 1988 году захаровский фильм «Убить Дракона» вышел на телеэкраны. И вот наконец, спустя десятилетия, «Дракон» возвращается на родную сцену, откуда началась когда-то история этой многострадальной пьесы…

Для постановщика спектакля и главного режиссёра театра Татьяны Казаковой важно было сохранять акимовские названия в репертуаре Театра комедии. Хороший тон и дань уважения Николаю Павловичу Акимову просто требуют этого. Так появилась шварцевская «Тень», и вот теперь – «Дракон».

Признаться, я шла с неким опасением на премьеру. Ведь теперь, когда всё разрешено и ничего не запрещено, можно толковать и трактовать Дракона как только душе угодно. Любой вождь вполне годится для прямых или косвенных ассоциаций. Не удивилась, если бы вождь всех времён и народов вышел на первый план, ведь потоптаться на его имени так здорово, а главное, безопасно. Но, слава богу, этого не произошло, хотя отсылка на вождя всё-таки есть.

Не удержаться, чтобы не намекнуть на портретное сходство Сергея Кузнецова, исполнителя роли Бургомистра, в знаменитом сталинском белом френче, видимо, было выше сил. Кстати, Бургомистр Сергея Кузнецова замечательно смешон в каждом своём выходе. Комический талант актёра так очевиден, что публика без конца хохотала над всеми его ужимками и прыжками, которые, впрочем, вполне уместны в этом образе. Приятно и то, что текст Шварца остался неприкосновенным, за исключением небольших сокращений, но такова сценическая редакция театра, и надо сказать, сокращения пошли на пользу спектаклю, сделав его динамичным и стремительным.

Денис Зайцев в роли странствующего рыцаря Ланцелота в своём привычном амплуа героя, увы, не поразил новыми поворотами, какими-то изюминками, которых так не хватает в этом и так очень пафосном образе. Почти таков и его Учёный в «Тени». Я ждала какой-то перезагрузки образа, чтобы не сравнивать Дениса Зайцева ни с самим собой, ни тем более, скажем, с Александром Абдуловым – Ланцелотом в ленте Марка Захарова. Играть абсолютных героев без сучка без задоринки вообще тяжело, и идеальные герои, как правило, малоинтересны, избежать этого, преодолеть клише любому актёру непросто.

Понравился Виталий Куклин в роли Кота, органичный и комфортно существующий в мягком шерстяном костюме, иронизировал он, мурлыча, мягко и лениво. Любовь Виролайнен, наследница знаменитой актёрской фамилии, в роли Эльзы мила, приятна, но не более.

И наконец, Дракон! Выбор на эту роль народного артиста России Юрия Лазарева вполне логичен. Один из ведущих актёров театра, мэтр, можно сказать. Но меньше всего я ожидала увидеть традиционного «дракошу» с когтями и огнём, как на новогодней детской ёлке, где злой Кощей, он же Дракон, он же Бармалей, пугает деток, приводя в восторг родителей изобретательным костюмом и огнём из пасти. И хотя Шварц довольно подробно описал Дракона, его три головы, чешую и прочие атрибуты птеродактиля, всё же суть не в костюме. Как часто мы видим милых, обаятельных, невероятно притягательных и даже обворожительных злодеев в прекрасно сшитых дорогих костюмах. Именно таковы они в жизни. И распознать их бывает порой нелегко. Я ожидала именно такого великолепного Дракона, ничем не отличающегося от остальных людей. Да и по Шварцу он даже пару раз добр был. И чем больше лазаревский Дракон пугал публику, тем меньше было правды в этой страшилке. Хотя, возможно, появись актёр без «драконовских» аксессуаров, его образ мог так сильно напомнить кого-то, что станет страшно?

У каждого постановщика обязательно должен быть свой собственный, послушный его воле дракон, и, может быть, побеждать его вовсе не обязательно?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram