Аргументы Недели Иркутск → Культура № 48(539) от 8.12.16

Скульптура как путь

, 10:18

Галерея скульптуры Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева впервые представила в большом объеме творчество известного бурятского скульптора Зандана Дугарова. Экспозиция, получившая название «Легенды Байкала», открылась в минувший вторник и включает в себя 28 работ разных лет, выполненных в различных стилях, техниках и материалах. Искусствоведы отмечают: работы скульптора не терпят готовых штампованных оценок, в то время как сам автор говорит, что главная его цель — единство формы и содержания.

Сын народного художника СССР, члена-корреспондента Российской Академии художеств Даши-Нимы Дугарова — Зандан Дугаров перенял художественные традиции у своего отца, стоявшего у истоков образования Всебурятской ассоциации развития культуры. Сегодня младший Дугаров и сам является не только успешным скульптором, чьи работы украшают несколько городов России (в том числе Иркутскую область), но и общественным деятелем. Он возглавляет региональный общественный фонд возрождения старобурятского искусства «Буряад зураг».

Получив хорошее академическое образование — в легендарном художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, Зандан Дугаров вернулся в родной Улан-Удэ и начал работать над реставрацией Цугольского и Агинского дацанов, параллельно занимаясь собственным творчеством. Свои первые работы скульптор выполнил в мраморе и граните и сразу привлек к себе внимание искусствоведов и музеев. Так, уже в 1998 году его мраморную скульптуру «Спящий воин» приобрела Третьяковская галерея, а сейчас его произведения находятся в собраниях Национального музея Республики Бурятия, Иркутского областного художественного музея, Омского музея изобразительных искусств и в частных коллекциях. Несколько крупных скульптур установлены в Улан-Удэ, Новосибирске, Забайкальском крае. А жителям Иркутской области и гостям Байкала должен быть хорошо знаком «Бродяга», несколько лет назад установленный в Ольхонском районе, недалеко от поселка МРС. Одним из авторов этой скульптуры, изображающей героя популярной песни о Байкале, тоже стал Зандан Дугаров.

На выставке в Иркутске можно увидеть не монументальные, а скорее камерные работы мастера. Хотя для него самого размер произведения не имеет значения. Настоящая скульптура должна производить одинаковое впечатление в любом размере, будь то настольная статуэтка или многометровый монумент, выставленный в открытом пространстве, убежден автор. «Оптимального размера для скульптуры не существует, — говорит Зандан Дугаров. — В чем уникальность нэцкэ? Как правило, она умещается в ладонь, но ее можно увеличить до очень больших размеров, и она нисколько не потеряет. Так стараюсь работать и я. Практически все работы, которые представлены на выставке, это рабочие модели, которые могут иметь и монументальный масштаб. Главное в них — это идея, а материал и размер вторичны».

«Наконец-то иркутский зритель может убедиться в том, насколько разнообразно и глубоко творчество Зандана Дугарова, — говорит заместитель директора по науке Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. — Главной темой для этого скульптора стали легенды и мифы Бурятии, но они, естественно, преломились в собственном понимании художника. У него особое мироощущение — фантазийное, но в то же время сильно связанное с народным искусством».

Охватывая весь творческий путь скульптора, от первых работ до настоящего времени, экспозиция дает представление о том, как работает мысль художника, какие темы и проблемы его занимают. В первом зале галереи представлены работы, характеризующие автора как скульптора-портретиста. Здесь можно увидеть как реалистические скульптуры, изображающие отца художника Даши-Ниму Дугарова, друга по Мухинскому училищу Бакара Бакрадзе, портреты бурятских лам, так и работы, наполненные символистским звучанием, а также обращенные в глубокое прошлое. К примеру, композиция «Колесница» выполнена по мотивам древних петроглифов и напоминает оживший наскальный рисунок.

«То, что на выставке можно встретить очень разные по стилистике работы, на мой взгляд, соответствует характеру скульптора, — говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом Иркутского художественного музея Алена Кабунова. — Он сам по себе ищущий человек. В какой-то момент его привлекает одна тема, потом он переключается на другую. Над многими произведениями он работает годами, время от времени возвращаясь к ним, что-то дорабатывая и переделывая».

К наиболее цельной серии, по мнению искусствоведа, можно отнести работы, посвященные мифологическим первообразам, связанным с культурой и легендами Бурятии. Здесь есть не только тематическое единство, но и стилистическое, отсылка к палеолитическому искусству. Налим, медведь, лось, марал, козел — все эти представители байкальской фауны играли важную роль в жизни бурятского народа, настолько, что некоторые из них до сих воспринимаются бурятами как тотемные существа. «Однако автор избегает однозначных оценок, он лишен ярлыков и штампов, он далек от этого, — говорит Алена Кабунова. — Каждая его скульптура не ставит какой-то точки, это всегда путь, дорога, поиск. Каждая работа предполагает несколько уровней восприятия».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram