Возрожденная Восточно-Сибирская студия кинохроники вновь снимает киножурнал о жизни Приангарья. Лучшие выпуски по доброй традиции, как когда-то много лет назад, можно будет увидеть в зале кинотеатра. Презентация проекта состоится в следующем году, а к настоящему моменту снято уже семь десятиминутных мини-фильмов, которые показывают события в жизни города языком документального кино. О возрожденном киножурнале «Восточная Сибирь» рассказывает главный режиссер студии Анастасия Зверькова, в свои молодые годы успевшая как создатель документальных фильмов получить несколько профессиональных наград.
— Анастасия, расскажите, пожалуйста, по какой причине Восточно-Сибирская студия кинохроники решила возродить старую традицию и начала вновь снимать киножурнал?
— Работа над киножурналом «Восточная Сибирь» связана с возрождением в 2015 году Восточно-Сибирской студии кинохроники: с приходом новых специалистов, победами на кинофестивалях, а также появлением у кинохроники нового канала с всероссийской лицензией «Тивиси», который в настоящее время вещает в Якутске, Иркутске и Улан-Удэ. Сейчас фильмы и киножурналы с уникальной хроникой (а это более тысячи часов документальных фильмов и киножурналов) транслируются в эфире телеканала «АИСТ», что позволяет зрителям окунуться в атмосферу прошлых лет. Интерес к этому «ностальгическому» материалу у зрителей огромный. Мониторинг показывает, что онлайн версию канала смотрят не только в России, но в Германии, США, Украине. Мы уже привыкли к тому, что об Иркутске обычно говорится только в историческом контексте, однако история пишется прямо сейчас. Поэтому руководством студии было принято решение пополнять архивные кадры кинохроники материалами нашего времени. Уже снято семь десятиминутных сюжетов.
— Какие события в них отражены?
— Изначально киножурнал «Восточная Сибирь» задумывался как подарок к 355-летнему юбилею города, который Иркутск отметил летом. Нам хотелось рассказать о том, чем живет город в 2016 году, но не посредством видеонарезки, как это делается на телевидении, а именно киноязыком: мы подолгу наблюдали за героями, выходили на улицу и становились частью городской среды — настолько, что переставали обращать на себя внимание. Темы искали везде. Например, один из самых важных выпусков получился из объемного интервью с почетным жителем города Иркутска, автором книги «Записки иркутянина» Борисом Демьяновичем, которому в этом году исполнилось 100 лет. Киножурнал начинается с интерьерной зарисовки его комнаты, в которой висит фотография с видом на Казанский кафедральный собор. И на этом изображении звучит его очень простая, но для сегодняшнего зрителя почти невообразимая реплика: «Я помню, как мы бывали в этом храме с отцом».
Другим источником для наших сюжетов становились газетные заметки или статьи, но мы всегда пытались подойти к общедоступной информации по-своему. Например, в новостях писали о том, что в Иркутск из Москвы в качестве подарка к 355-летию привезли трамваи. Мы сняли эту тему, но немного иначе: не только выход трамваев на линию, но и то, как в ночной Иркутск, пока все спят и движение на улицах замерло, на автотралах ввозят запыленные от долгой дороги трамваи. Из подобных тем — снос аварийного здания школы №19 в Академгородке. Оказалось, что две девушки из Сибирского проектного института, которые работают над новым зданием школы, — ее выпускницы. Это обстоятельство придало более яркую эмоциональную краску сюжету.
В киножурнал вошли описания таких событий в городе, как празднование масленицы, акция «Бессмертный полк», астрономическое наблюдение транзита Меркурия через Солнце, работа диспетчерской службы охраны лесов, карнавал в честь 355-летия, работа искусствоведов Иркутского областного художественного музея над выставкой Аллы Цибиковой.
— Над каким выпуском работать было интереснее всего?
— Сложно отдать предпочтение какой-то определенной теме. Но один киножурнал выделяется из-за своего, можно сказать, детективного сюжета. Иркутянка Елена Ершова десятки лет хранит у себя дома автопортрет японского военнопленного. Рисунок перешел ей в наследство от бабушки Клавдии, которая, поступив на работу в ленинградский госпиталь медсестрой, познакомилась в больничной палате с японцем Ханавой. В знак дружбы он подарил ей несколько своих рисунков. И вот, перед смертью она попросила внучку отыскать родственников этого человека, узнать, как сложилась его судьба и передать рисунок его японской семье — если он жив, то в качестве воспоминания, если мертв — как последнюю весточку от него. Мы решили снять об этой истории киножурнал, и, когда обратились к историкам, они развели руками: «В Ленинграде никогда не было лагерей для японских военнопленных! Как он там очутился? И почему советские власти организовали за ним особый уход?». Конечно, мы не ставили задачу ответить на все вопросы в границах десятиминутного киножурнала, а ограничились тем, что заявили эту тему и показали начало расследования, в котором принимают участие профессиональные иркутские криминалисты. Они исследовали ветхий рисунок и при помощи инфракрасного света выявили малозаметные карандашные штрихи. Таким образом удалось разглядеть офицерские знаки отличия на мундире Ханавы, восстановить черты его лица. Теперь мы хотим продолжить расследование, но уже в большом документальном фильме.