В Иркутской галерее Виктора Бронштейна вновь царит искусство Бурятии. Похоже, «душа Азии» не хочет покидать эти залы с самого основания, когда в июне прошлого года в галерее была открыта первая выставка c одноименным названием. Странным образом именно азиатское искусство здесь смотрится лучше всего. Убедиться в этом можно прямо сейчас, пока в галерее работают две интереснейших экспозиции бурятских мастеров — Зорикто Доржиева и семьи скульптора Даши Намдакова, которая представила новые авторские куклы из серии «Ульгер».
Волшебство, обращенное в куклу
Слово «ульгер» с бурятского и монгольского языков переводится как сказание, легенда, предание. Когда-то давно этот фольклорный жанр жил в культуре кочевых народов, благодаря бродячим сказителям, улигершинам, которые передавали стихотворные легенды из уст с уста. Куклы, созданные по эскизам Даши Намдакова его семьей, как будто вышли из этих сказаний. Однако фантазия современного художника, как и в скульптуре, лишь оттолкнулась от народной традиции и создала собственный неповторимый художественный мир. В нем бурятские принцессы седляют крылатых единорогов, маленький мальчик уютно устраивается на спине льва, похожего на пекинеса, а с неба спускается царевна-лебедь, прародительница одного из древнейших родов Бурятии.
Впервые проект под названием «Ульгер» был представлен в Иркутской галерее Бронштейна в декабре прошлого года и тогда просто ошеломил публику. Похожие на сказочных героев, застывших в необычных позах, эти куклы, с одной стороны, напоминают скульптуры самого Даши Намдакова, а с другой — являются совершенно отдельным видом высокого искусства, которое просто не может уместиться в сухую аббревиатуру ДПИ. Куклы статичны, но в каждой из них заключен свой характер, про каждую можно придумать отдельную историю.
Любая из представленных кукол — результат кропотливой работы сразу нескольких мастеров, и Даши, с точки зрения трудозатрат, действительно вносит лишь малую лепту в эти произведения. Вдыхает жизнь в идеи его семья: родители, братья и сестры. Каждый ответственен за свою часть работы — кто-то обрабатывает кожу и занимается подготовкой ткани, кто-то — мастерит каркас куклы и готовит для нее «постамент», кто-то — занимается украшением невероятно сложно устроенных костюмов, каждая деталь в которых несет свой, зачастую сакральный смысл. Для создания одной куклы требуется от двух до четырех месяцев каждодневной работы.
Начиная с 2005 года творческой семьей Намдаковых создано уже около 50 кукол. Абсолютное большинство из них нашло свое место в частных коллекциях по всему миру и никогда не было представлено публике в музейных залах, поэтому выставка «Ульгер», инициированная Галереей Бронштейна, стала первым выходом этих сказочных персонажей в свет. Год назад иркутяне первыми в мире увидели сразу 11 авторских кукол семьи Намдаковых, через пару месяцев экспозиция дополнилась еще двумя экспонатами, а в этом году, с 1 по 20 ноября галерея показывает продолжение этого проекта — «Ульгер. Продолжение сказки». В экспозиции представлено семь новых авторских кукол, выполненных в том же стиле, что и предыдущие. Они вновь поражают зрителей филигранным мастерством исполнения — «ювелирные» техники шитья, плетения волос, декорирования различными материалами, да и сами персонажи вызывают восхищение.
Уже в декабре выставочный проект отправится в свой первый зарубежный тур, отправным пунктом которого станет Пекинский музей Мирового искусства. В течение года уникальная коллекция авторских кукол будет путешествовать по городам Китая, а затем ее ждут российские музеи и фестивали кукол. Позже Даши Намдаков планирует показать «куклы своей семьи» в Лондоне.
Упорядоченный хаос
Зорикто Доржиев — еще один всемирно известный художник из Улан-Удэ. Но, в отличие от своего коллеги Даши Намдакова, он прославился живописными полотнами, полными тайн и загадок. Основой его творчества тоже служит национальный колорит — героями картин становятся кочевники и воины, дети и женщины в традиционных бурятских одеждах, но существующие как бы вне времени. По словам искусствоведа Александра Боровского, «искусство Зорикто Доржиева — это вход в особый художественный мир — мир Великой степи, где время течет эпически неторопливо. Здесь тесно переплетены единство с природой, мифы и легенды, события реальной жизни и мудрое, философски спокойное отношение к окружающей действительности. Побывав в этой неповторимой художественной реальности, привычный обыденный мир начинаешь видеть по-новому.
Талантливый автор родился в Улан-Удэ в семье художников Риммы и Бальжинимы Доржиевых (выставка отца Зорикто с большим успехом прошла весной этого года в Иркутском художественном музее). После окончания Бурятского республиканского училища культуры и искусств Зорикто продолжил обучение в Красноярском государственном художественном институте на кафедре живописи, а после вернулся в родной город, чтобы с головой погрузиться в собственное творчество. Декоративная манера письма, свойственная выпускникам красноярского вуза, наполненная культурой и бытом кочевого народа, на фоне мирового интереса к азиатскому искусству довольно быстро принесла успех автору. В 40 лет за плечами художника — персональные выставки в Москве (Музей искусства народов Востока, Центральный дом художника, Государственная Третьяковская галерея) и Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей), Лондоне и Нью-Йорке, Монако, Страсбурге, Брюсселе, Люксембурге… Помимо живописного творчества Зорикто успел отметиться работой в кино (поучаствовал как художник в работе над фильмами «Монгол» Бодрова, «Небесные жены луговых мари» Федорченко, «Дом Солнца» Сукачева) и в книжной иллюстрации (художник и сам выступил автором собственной книги под названием Zorik book, построенной на детских воспоминаниях, рассказанных через комиксы).
И по биографии, и по прошлым работам (в последний раз Зорикто Доржиев выставлялся в Иркутске около пяти лет назад) было видно, что автору тесно в рамках одного вида искусства. И хотя поговорка о том, что «талантливый человек талантлив во всем» скорее не имеет права на истину, в случае Зорикто она работает как нельзя лучше. Немногие поклонники творчества художника знают, что автор также увлекается музыкой (у него в Улан-Удэ есть собственная группа) и видеоартом. Эта всеядность проявилась на выставке «Теория хаоса» в Галерее Бронштейна как никогда прежде. Здесь наряду с реалистическими полотнами, свойственными его раннему творчеству (например, ироническое переосмысление «Девочки с персиками» на примере изображения собственной дочери), есть и стилизации («Семья», «Художник», «Наследница»), и новые, совсем экспериментальные работы. Так, автор представил картины, созданные в смешанной технике, — с использованием драпировок, различных тканей и металла. Так, в заглавной работе выставки — «Теория хаоса» использована произвольно брошенная ткань, и уже в ней дорисовано лицо женщины. Эта же тема — случайного вмешательства хаоса в стройное произведение искусства художника — отражена и в видеоклипе, созданном специально для выставки.
Есть в экспозиции и скульптура — тоже совершенно новый для автора вид искусства. Обретшие объем полотна («Энгри бердс»), отлитые из бронзы, а затем раскрашенные акриловыми красками вручную, выглядят как куклы или пластиковые фигурки из каких-нибудь аниме.
Смешение стилей, где из одного произведения одновременно могут выглядывать реализм XIX века, книжная иллюстрация, комиксы и стритарт, это, пожалуй, самое интересное, что есть на выставке Зорикто Доржиева. Поразительным образом ему действительно удается организовать этот хаос в гармонию.