Аргументы Недели → Культура № 43(534) от 2.11.16

Из «Нового Поколения» в РАМ им. Гнесиных

, 09:45

Попасть в РАМ им. Гнесиных можно, став участником Всероссийского патриотического конкурса-фестиваля «Новое Поколение». Начинающий артист, выступая со своим номером, имеет уникальный шанс – получить рекомендацию для поступления в ведущий музыкальный вуз страны. Сегодня на страницах газеты «Аргументы недели» новый член жюри ноябрьского конкурса-фестиваля «Новое Поколение» Борис Михайлович ЕГОРОВ.

На конкурс  Борис Михайлович пришёл прямиком из РАМ им. Гнесиных, где занимает должность профессора кафедры баяна и аккордеона. Что ж, дорогие инструментальщики, берегитесь! Оценивать вас будет не просто педагог, а заслуженный деятель искусств Российской Федерации и почётный академик Русской академии.

– В нашем вузе я открыл всего лишь 55-й учебный год (смеётся). И ещё пять лет до этого учился в РАМ им. Гнесиных. Через мои руки прошло немало музыкантов, среди которых и заслуженные артисты, и профессора. И по прошествии прожитых лет могу с уверенностью сказать, что всё зависит не только от таланта и трудолюбия, но и от педагогов, которые занимаются с учениками.

– Борис Михайлович, скажите, что главное для инструментального исполнителя и как нужно играть, чтобы понравиться вам?

– Чтобы действительно стать настоящим музыкантом, который своим исполнением радует окружающих, нужен целый комплекс музыкальных способностей, личных и психологических качеств. Играя, нужно чётко понимать, что вы делаете. Показать своё личное отношение, вложить не только душу, но и разум. А далее на высшем техническом уровне с великолепным знанием возможностей инструмента постараться воссоздать музыкальное сочинение. Каждый музыкант – это сотворец композитора произведения. Композитор записывает ноты – это некая схема музыкального произведения, а живое звучание – это воссоздание её. Здесь много деталей, которые невозможно указать в схеме нотной записи. Это касается и звукового потока, и интонационного содержания, и динамического развития, а также соотношения главной линии и отголосков, гармонии. Музыкант должен правильно соотнести главное с второстепенным, звучание должно быть объёмным. А главное, всё это должно быть искренним! Только тогда исполнение затронет души слушателей.

– Слушатели бывают разные, разве можно угодить всем и сразу?

– Верно! Слушатели есть и подготовленные, и те, которые не могут понять сложное музыкальное произведение. Симфонию, например, понимают не все. А ведь это высшая философия звуков! Некоторые люди могут наслаждаться философией, а некоторым это сделать трудно. Оперный жанр, например, – это синтез действий, музыки, костюмов и сюжета на сцене. А музыка – это искусство звука. Высшую философию создавали композиторы, которые писали симфонии. Важно это понимать и уметь различать. Чтобы слушатель действительно понял, что вы хотите сказать, необходимо вдохновить его и открыть лучшие качества, заложенные в музыке. Музыка – это звукотворчество. Есть живописцы, а мы – звукописцы. Уметь воссоздать звуком ту картину, которую написал композитор, – это великое мастерство.

– На наших конкурсантов вы посмотрите на фестивале и будете отбирать их в РАМ. Как среди большого потока людей найти «тех самых» – талантливых?

– Талант, опять же, – это целый комплекс музыкальных способностей. В него входят музыкальный слух, ритм, музыкальная память. Чтобы хорошо играть на инструменте, важно иметь правильные психомоторные навыки и пройти правильную школу. Есть много музыкальных школ – начальная, средняя, высшая. Есть много хороших учителей и педагогов. Но я всё-таки убеждён, что главный учитель – это жизнь. Во всём. Также важна практическая деятельность музыканта на сцене, но и это понятие широкое. Ещё одна обширная область – это педагогика: не всякий блистательный исполнитель может работать педагогом.

Каждый человек индивидуален. Даже отпечатки пальцев не совпадают! Вы можете себе представить, что нет ни одного жителя с такими же отпечатками, как у вас? Так же дела обстоят и с психологическими данными. Все люди – как отдельные вселенные. И гениальному исполнителю удаётся музыкой объединить эти разные вселенные и разные души. А ведь это очень непросто. Кстати, гениальность по наследству не передаётся. У Баха было двадцать детей, среди них есть хорошие музыканты, но никто не гениален, как отец Иоганн Себастьян. Это дар Божий, который даётся вопреки всему материальному и вопреки наследству.

– В начале своего пути вам наверняка нередко приходилось быть участником различных конкурсов. В связи с этим назрел вечный вопрос: что труднее – судить самому или когда судят вас?

– Мне уже трудно ответить на вопрос по поводу того, что я ощущаю, когда судят меня. Это дело прошлых лет. А вот судить самому – очень трудно. Например, из-за того, что на конкурсах есть определённые временные рамки. За короткий промежуток ты должен постараться охватить весь комплекс достижений человека, который выступает. Здесь нужны опыт и знания. Но, конечно, никто не застрахован от некоторых ошибок, и я в том числе. Я знаю множество случаев, когда жюри давали ошибочные результаты, победители конкурса в итоге бесследно исчезали из поля зрения, а те, кто не был в числе призёров, – по жизни нередко выбивались и становились известнейшими людьми. Рассматривать всё нужно относительно. И «успех» для меня – тоже понятие относительное. Я вообще считаю, что конкурс – это юношеские забавы, но всё-таки они нужны. Это соревнование, результаты которого должна подтвердить или опровергнуть сама жизнь. Повторюсь, самый строгий учитель – это жизнь, она уж точно всех расставит по своим местам.

– Наш фестиваль в первую очередь патриотический. Что для вас – патриотизм?

– Я часто бывал на музыкальных конкурсах. И могу сказать, что они все в какой-то степени патриотические, даже если там нет специальной номинации. В любой сфере деятельности достижения той или иной стороны, того или иного региона – это достижения, которые дарят радость жителям. Это тоже элемент патриотизма. Если россиянин выиграл конкурс – наша страна будет им гордиться, если иностранец выиграет – его страна будет гордиться им. Можно много говорить о патриотизме, но я считаю, что разговоры – это не главное. Главное, чтобы человек был мастером своего дела и прославлял Родину, своё учебное заведение, своих педагогов и всех людей, благодаря которым он чего-либо добился в области искусства. Патриотизм прежде всего – это не слова, а дела! А мастер своего дела – это патриот своей Родины, гордость нашей страны. Мне кажется, это очень важный момент.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram