В октябре минул год с момента назначения на должность министра культуры и архивов Иркутской области Ольги Стасюлевич. О приоритетах в своей работе, эффективности подведомственных ей учреждений, кадровых перестановках, новых значимых проектах и условиях выживания в кризис она рассказала корреспонденту АН в эксклюзивном интервью.
—Ольга Константиновна, как изменилась жизнь ведомства с вашим приходом? Что удалось сделать за этот год?
— Я успела вникнуть в текущую ситуацию. Очень хочется, чтобы были результаты, которые можно было увидеть и потрогать. Они, безусловно, уже есть, но и различных сложностей хватает. Но главное, все движется, мы не стоим на месте. Мои сотрудники уже жалуются, что работы стало гораздо больше.
Так, параллельно текущим делам удалось запустить многие проекты, которые долго стояли и никак не решались. Например, мы много лет говорили о том, что муниципальная культура нуждается в больших капитальных вложениях, но никто не проводил детальную ревизию и не готовил соответствующие программы развития территорий. Сейчас этот процесс запущен. Мы проводим подробный мониторинг ситуации и выясняем конкретные потребности муниципалитетов. Оказалось, что где-то, например, не нужно строить новый дом культуры, а достаточно отремонтировать старый. Для такой экспертной оценки вообще-то нужны специалисты, и в министерстве с недавнего времени появились такие люди. Понятно, что построить и отремонтировать разом все дома культуры невозможно. Но мы начали заниматься этой работой. К примеру, до конца этого года должен быть введен в эксплуатацию новый дом культуры в городе Киренске, где такого учреждения не было много лет.
— А насколько вообще необходимы сегодня дома культуры муниципалитетам?
— Мы являемся областным министерством. Создание достойных условий для досуга и творчества каждого человека даже в самых удаленных от центра местах — одна из наших приоритетных задач. Поэтому областная программа «100 модельных клубов», которую мы начали много лет назад и которую в этом году с большим трудом нам удалось сохранить и отстоять, вернула дыхание сотням людей, вернула жизнь в местные клубы и дома культуры, где было старое оборудование, ветхие костюмы, древние инструменты и так далее. Результаты этого материально-технического обновления не могут не радовать.
— Сколько всего нужно построить и отремонтировать таких клубов по всей области?
— На сегодня потребность огромная — только на строительство и капитальный ремонт клубов в муниципалитетах необходимо около двух миллиардов рублей. Понятно, что удовлетворить такую потребность сразу невозможно. Поэтому, естественно, есть определенные рейтинги, приоритеты и очередность — в общем-то, в этом и есть наша основная работа: привести в порядок учреждения культуры и создать условия для творчества.
— Когда вы только пришли на должность министра, вы говорили, что вашей первоочередной задачей станет независимая оценка эффективности учреждений культуры. Вы ее провели?
— В муниципалитетах этот процесс будет завершен до конца года, а вот в Иркутске результаты уже есть. Оценка показала, что наши государственные учреждения работают на достаточно высоком уровне. Что будет с муниципалитетами — мне и самой очень интересно. Важно, что и в том, и в другом случае проводится независимая оценка, то есть работа учреждения оценивается именно его посетителями.
— Знаю, что в следующем году должны появиться новые учреждения культуры. Расскажите о них.
— Сейчас крупных проектов два, и они оба должны быть реализованы в обязательном порядке в ближайшее время. Первый — культурно-просветительский центр святителя Иннокентия в селе Анга Качугского района. Проект очень дорогостоящий, бюджетных денег на него не хватает, привлекаются средства инвесторов, но на следующий год нам нужно успеть сдать его к сентябрю. Второй наш проект — музей Валентина Распутина в Иркутске. Он должен открыться в марте следующего года, к 80-летнему юбилею со дня рождения писателя. В будущем году вообще много юбилеев. Помимо Валентина Распутина и святителя Иннокентия (Вениаминова), юбилеи у Александра Вампилова, Евгения Евтушенко, Даши Намдакова, да сама Иркутская область будет отмечать 80-летие, что тоже требует основательной подготовки.
— В следующем году завершается реставрация Усадьбы Бревнова, где располагается Дом литераторов. Есть ли в планах еще подобные проекты?
— Каждый раз, когда я проезжаю угол улиц Карла Маркса и Ленина, мимо здания ТЮЗа, у меня сердце содрогается. Мы уже начали реанимировать этот проект, сейчас приводим его в порядок. Процесс идет достаточно интенсивно, и губернатор в нем принимает личное участие. Здание на Ленина, 13 обязательно будет реконструировано, и там будет располагаться Театр юного зрителя, как это было раньше. Сроки я назвать пока не могу, но думаю, что частично этот проект будет профинансирован из федерального бюджета, областных средств и вложений инвесторов.
— А что будет в здании, которое сейчас занимает ТЮЗ?
— Я думаю, что оно должно стать частью филармонии, которой не хватает площадей. Концертный зал мы будем строить достаточно долго, поэтому пока здание на Ленина, 23 будет занимать филармония.
— Нынешний год был объявлен Годом кино. Он уже подходит к концу, можно ли подвести какие-то предварительные итоги?
— Мы подводили итоги за полгода, и за этот период мы вошли в тройку лучших по стране — по количеству проведенных мероприятий и посетителей. Я считаю, это произошло потому, что мы сделали мероприятия максимально доступными. Мы показывали российское кино, где только можно — на открытых площадках, в библиотеках, клубах, приспособленных и неприспособленных помещениях. Но впереди — огромная работа, и я считаю, что у нас есть все предпосылки для создания в Иркутской области собственного кинопроизводства. Мы мечтаем об этом и будем к этому идти.
— В этом году случилось много кадровых перестановок в ведущих областных учреждениях культуры Иркутска. Как и почему они происходили и планируете ли еще какие-либо отставки и назначения?
— В ближайшее время я точно не планирую какие-либо перестановки. Но людям свойственно двигаться и менять что-то в своей жизни, поэтому, если такое желание у кого-то возникнет, мы будем об этом говорить. Что касается произошедших кадровых решений, то в каждом случае все было индивидуально. Например, директора филармонии Рустама Мухамедьярова пригласили возглавить московский театр, и он не стал отказываться от такой возможности. Решение о его замене было сложным, но все-таки я считаю, что мы не ошиблись, пригласив на должность директора филармонии Ирину Касьянову, которая много лет являлась директором губернаторского симфонического оркестра. Она хорошо знает процесс изнутри, и, на мой взгляд, является достаточно компетентным специалистом. Да и коллектив воспринял это назначение положительно.
Что касается художественного музея, то здесь нужно сказать следующее. Главная функция любого музея состоит в сохранении культурных и исторических ценностей. И очень важно, чтобы в должности директора работал специалист, который в этом разбирается. Назначенная на этот пост Наталья Сысоева вполне может справиться с этой работой. Во-первых, она искусствовед, во-вторых — художник. Она не музейщик, но у нее государственный подход к делу, плюс она достаточно много лет руководит иркутским отделением Союза художников, поэтому все, что касается выставочной деятельности, ей очень близко. Я рада, что она за это время нашла контакты с региональными музеями, с руководством министерства культуры и научно-исследовательскими службами, которые занимаются проблемами хранения музейных предметов. У нее есть понимание, как это должно быть, и она знает, как организовать этот процесс. Конечно, ей многому придется научиться, но раз есть серьезные нарушения, нужно это делать — в первую очередь предстоит ремонт хранилища с созданием надлежащих условий.
В других учреждениях назначения не стали резонансными. У некоторых руководителей истекли сроки контракта, и на их место пришли новые люди. Это, в частности, касается Иркутского областного кинофонда, который теперь возглавляет Ольга Аксаментова, и Краеведческого музея, которым руководит Сергей Ступин.
— В областном правительстве уже начались слушания по бюджету следующего года. Какие перспективы у сферы культуры, которая обычно одной из первых попадает под нож в условиях кризиса?
— Я надеюсь, что в следующем году наш бюджет не будет сокращен. Честно говоря, его просто некуда сокращать. Хочется верить, что все обязательства, данные губернатором, будут выполнены. Кроме того, я думаю, что мы все-таки начнем ремонтировать муниципальные и государственные учреждения культуры в большем объеме, чем сейчас. Как я уже говорила, у нас будет много юбилейных мероприятий, поэтому надеюсь, что нас не ждут сокращения.
— Вы можете сказать в цифрах, сколько составляет бюджет культуры Иркутской области?
— Да. Вообще-то, это открытая информация, которая есть на сайте областного правительства. Но я могу сказать — примерно миллиард с небольшим составляет сегодня годовой бюджет Иркутской области, выделяемый на культуру. По сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа, у нас не самое лучшее положение. Главное есть цели, которые мы перед собой ставим и будем их достигать.