Байкал во всех живописных проявлениях, древние якутские традиции и загадочный символизм Николая Тарасика, проникнутый магическим обаянием, — в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва за неделю открылись сразу три интереснейших выставки. Подробности — в материале культурного обозревателя «АН».
В течение октября в Иркутском художественном музее можно посмотреть три новых выставки. В главном здании впервые за много лет экспонируется художественное и декоративное творчество из фондов Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Экспозиция «Традиций древних новизна» объединяет национальные женские украшения (подвески, серьги, браслеты, пояса), малую пластику, вырезанную из бивня мамонта, а также якутскую графику, созданную по мотивам якутского эпоса «Олонхо». Все представленные экспонаты вдохновлены древнейшими традициями и выполнены с высочайшим мастерством. Выставка является частью большого проекта «Раритеты Якутии», который направлен на укрепление единого культурного пространства и межмузейных связей, а также на привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и популяризации художественного наследия народов Севера.
На первом этаже отдела сибирского искусства с прошлой пятницы выставлена живопись и графика Николая Тарасика, который в этом году отметил 60-летие. Несмотря на то, что автор уже с десяток лет живет в Москве, местная художественная общественность и благодарная публика по-прежнему считают его своим. Живописец родился в Белоруссии и там же получил образование, однако после окончания Минского художественного института оказался в городе Усть-Илимске, где прожил более 30 лет и занимался творческой и преподавательской работой. За эти годы он навсегда вписался в художественный контекст Приангарья, хотя сохранил ни на кого не похожую творческую манеру, совсем не свойственную иркутской живописной школе.
Художественный мир Николая Тарасика, на первый взгляд, не имеет нечего общего с окружающей действительностью — это таинственное пространство мифа, легенд, грез и сновидений. Зачастую изображенные на холсте или листе бумаги герои и предметы трудно различимы, как будто подернуты некой дымкой. Но каждая деталь этих работ, вплоть до выбора цвета, имеет свой глубокий смысл.
«Природа работ Тарасика — это реальность, возведенная в категорию символа. Автор стремится к истокам чистоты, нравственного, религиозного сознания, — рассказывает куратор выставки, искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. — Можно сказать, что главный герой его работ — время, но как философская категория, существующая вне настоящего, прошлого и будущего. Для обывателя Тарасик может показаться сложным художником, но для человека, обремененного сознанием и верой, автор прост и ясен. Постоянные мотивы Николая Тарасика образуют особого рода «театрализованное» пространство, в котором лицедействуют задумчивые и отрешенные от мирской суеты герои, напоминающие средневековых святых и пророков. Греко-византийским образам сопутствует главный ностальгический образ Белоруссии с магическим обаянием ее легенд, проступающих сквозь туманную завесу мистических ландшафтов, в которых оживают тихие и печальные «тени забытых предков».
Еще одна не менее интересная — хотя и совершенно другая по стилистике — выставка открылась на втором этаже отдела сибирского искусства. Она получила название «Художник на Байкале» и объединяет произведения иркутских и забайкальских авторов. По словам директора музея Натальи Сысоевой, подобные обменные выставки проходят уже несколько лет, но впервые творчество соединилось под общей темой — любовью к Байкалу. В экспозиции представлены работы 30 авторов — как живописные, так и декоративно-прикладные (главным образом керамика). Причем в живописи присутствует не только пейзаж, но натюрморты и портреты жителей байкальской территории. Само же озеро на полотнах изображено в самых разных творческих манерах и стилях — от небольших этюдных зарисовок, созданных на пленэре, до монументальных работ, показывающих всю мощь и глубину Байкала.