В российском прокате с конца прошлой недели — широкомасштабный блокбастер «Дуэлянт», повествующий о жизни русского дворянства второй половины XIX века. Один из самых дорогих российских релизов последнего времени (официальный бюджет — 725 миллионов рублей), вышедший более чем на тысяче экранов по всей стране, рассказывает историю разжалованного дворянина. Он стреляется на дуэлях за других людей ради восстановления собственной чести.
В аристократической среде Петербурга 1860 года происходят странные вещи. Один за одним в дуэльных поединках гибнут богатые представители дворянства, причем от одной и той же руки — неизвестного никому офицера Яковлева (Петр Федоров). Граф Беклемишев (Владимир Машков) довольно потирает руки, ведь каждому из покойных он был должен внушительную сумму, а теперь и взятки гладки. Все, кажется, складывается очень удачно для графа — ровно до тех пор, пока он не узнает в Яковлеве старого знакомого, с которым когда-то давно серьезно повздорил, а после этого силой своих связей разжаловал и отправил в ссылку на Алеутские острова. Оказывается, что бывший офицер и дворянин вернулся в Петербург как раз по графскую душу. И есть чего бояться — в прицельной стрельбе Яковлев поднаторел до такой степени, что способен заколачивать пулями гвозди с расстояния 10 метров.
Зрительское высокобюджетное кино о чести и достоинстве — такое же редкое и устаревшее явление, как употребление в повседневной речи слова «бретер», которое абсолютное большинство зрителей наверняка услышат в этой картине впервые. Однако «Дуэлянт» уникален не только этим — наверное, в современной русской киноиндустрии это едва ли не первый случай, когда продюсеры доверили снимать блокбастер артхаусному режиссеру. Разумеется, слово «артхаус» здесь не ругательное, и Алексей Мезгирев, выпускник ВГИКа (мастерская Вадима Абдрашитова), вообще-то большой профессионал своего дела. Художественные достоинства его предыдущих фильмов («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой») подтверждаются призами международных и отечественных кинофестивалей, однако об успехе у массового зрителя говорить не приходится.
Поэтому тем более удивительно, что продюсеры, в числе которых великий Александр Роднянский, не просто доверили Мезгиреву снимать жанровое кино по его же сценарию, но выделили на проект огромные по отечественным меркам деньги. Этих средств хватило и на топовых актеров, и на дорогущую компьютерную графику, и на шикарные костюмы в духе XIX века, и на версию для IMAX. Жаль, иркутские зрители не смогут оценить все визуальные достоинства этой картины, ведь ближайший кинозал, способный воспроизводить этот формат, находится в Улан-Удэ.
Но даже в обычном кинозале «Дуэлянт» впечатляет настолько, что если бы проводился соответствующий конкурс, он, без сомнения, был бы признан самым стильным российским фильмом последних лет. На этапе постпродакшна продюсеры говорили, что визуально картина будет напоминать «Шерлока Холмса» Гая Ричи. И действительно, уже по просмотру, можно подтвердить, что зерно истины в этом есть — те же серо-коричневые холодные нуаровые тона, но только вместо Лондона показан Петербург позапрошлого века. Впрочем, Северная столица, как и вся эта история, в которой есть определенные фактические нестыковки, предстает скорее неким условным городом, параллельной реальностью. То же можно сказать и о художественном времени картины, которое авторы все же старательно подгоняли под 1860 год. При всем этом нельзя сказать, что «Дуэлянт» вторичен по отношению к западной продукции — наоборот, в нем чувствуется русская самобытность.
И пусть драматургически он несовершенен: сюжет, идеи и характеры просты и предсказуемы, если не сказать примитивны. Но в этом нет ничего страшного. Это скорее правило для такого рода фильмов, рассчитанных на то, чтобы поразить зрителя картинкой, а не философскими идеями. Впрочем, важный месседж в картину все-таки заложен. Понятия чести и достоинства — это то, о чем стоит помнить в первую очередь в сегодняшних условиях.