Аргументы Недели → Культура № 36(527) от 15.09.16

Нужно, чтобы боялись

, 09:29 ,

Анатолий ДЗИВАЕВ стал известен после роли Сталина в сериале «Берия. Проигрыш». Потом он сыграл «вождя всех времён и народов» в картинах: «Тухачевский. Заговор маршала», «Жуков», «Сын отца народов», «Второе восстание Спартака», «Убить Сталина» и др. У Анатолия Гавриловича была возможность остаться «актёром одной великой роли», но он сумел преодолеть соблазн. А потому были и другие заметные работы в фильмах: «Похороните меня за плинтусом», «Банды», «Женские мечты о дальних странах», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Товарищи полицейские», «Истребители. Последний бой» и др.

- Анатолий Гаврилович, вы были главным режиссёром Русского драматического театра во Владикавказе, ставили спектакли, сами играли как актёр.Правда, что целых десять лет вы исполняли роль Гамлета?

– Да, и я был с этим спектаклем на гастролях в Москве, в Питере. Десять лет – приличный срок. Я тогда стал учиться в ГИТИСе, и некоторые люди в театре уже не хотели, чтобы я играл Гамлета. Я на свои деньги летал во Владикавказ и выходил в каждом спектакле. Для меня это было очень важно! Я считаю, в любом человеке, даже, извините, сумасшедшем, есть что-то гамлетовское. Потому что у всех случаются моменты, когда задумываешься над вопросами «быть или не быть?», как дальше жить? Что-то решаешь, преодолеваешь, где-то ошибаешься, оступаешься. Не так давно я играл в большом сериале хозяина ресторана в торговом центре. Он по сценарию был почти святой человек. И я сказал режиссёру: не бывает таких святых и безгрешных людей! Мы поговорили со сценаристом и придумали линию, где у моего персонажа появились какие-то отношения с женщиной, не совсем ровные, проблемные, неоднозначные…

Так вот, всегда важно найти субъективную правду персонажа. Оправдать его, подумать, как бы ты сам сделал, если бы был на его месте. И если в чём-то поступок героя совпадает с твоим возможным решением, значит, персонаж в чём-то прав. Михаил Чехов говорил, что он не может играть по Станиславскому «в предлагаемых обстоятельствах», потому что не в состоянии, играя Гамлета, грубить своей матери. И я всегда убеждал режиссёров, что тот же Сталин – неоднозначный персонаж…

– Ну никуда нам не деться от вашего Иосифа Виссарионовича!

– Понимаете, у Сталина таких моментов выбора было много. Я нигде не играю его мудрым и величественным. Никакого портрета или памятника. Я много читал о нём, правда, многие черты для роли «своровал» у своего дяди. У дяди через секунду могло измениться настроение, он хохотал, потом вдруг приходил в ярость, гневался. Нечто подобное происходило и со Сталиным. Иосифа Виссарионовича очень любили дети, вы знаете? И женщины… И не боялись его. А мы же стереотипно считаем, что Сталин – изверг и его все боялись. Кстати, и о внешности вождя множество мифов. Например, что у него всё лицо было в оспинах. Нет, были какие-то «могильные цветочки», как это называют иногда. Я архивы смотрел – видел несколько фотографий с оспинами. Но чтобы так его жёстко, с оспинами, гримировать!.. Меня, кстати, особо не гримировали, в одном сериале делали рыжие усы, помню, потом отменили. Рыжие усы у Сталина были от того, что он курил трубку.

– Анатолий Гаврилович, у вас Сталин прямо какой-то добрый дедушка, любимец детей и женщин получается!

– Нет, я точно так же не приемлю всё, что им совершено негативного, страшного. Но Сталина действительно в своё время любили. И правда в том, что его очень боялись. И правильно, на мой взгляд. У осетин есть такое представление, что в крови человека существует «ген страха» и без этого мы не можем. Человеку нужно бояться кого-то, и тогда он готов исполнять приказы, подчиняться. Вот мне, например, приятно, когда Владимир Путин показывает зубы Западу. И там вдруг пасуют в каких-то моментах. И я начинаю гордиться своей страной, понимать, что мы ещё что-то можем.

– Почему же Владимир Владимирович так редко показывает зубы, скажем, нашим вороватым министрам?

– Это другой парадокс. Потому что он хочет быть хорошим для многих, но так не бывает. У нас сегодня нет ни идеологии, ни демократии, ни порядка. Может быть, мы сейчас на подступах к этому. И люди нынче по старинке говорят – надо наводить порядок. Путин, конечно, более мягкий. Но когда он делает какие-то попытки «наводить порядок», это срабатывает.

– Порядка не хватает и на улицах. В сериале «Банды», где речь идёт о 90-х годах, об истории известного киллера Саши Солдата, вы сыграли такого порядочного оперативника Мераба Васильевича. Можете сравнить криминальную ситуацию тех лет с нашей ситуацией, сегодняшней?

– Бандиты стали гораздо тоньше работать. Поменяли свои повадки, они же наблюдают за всем, что происходит, за людьми. Некоторые бандиты талантливее известных артистов! Они знают, как можно, а как нельзя себя вести в нынешних «предлагаемых обстоятельствах». Мне кажется, они на своих сходках даже получают определённые «мастер-классы». Конечно, мы не сможем жить вообще без преступности. И её уровень не снизится, пока мы не наведём в государстве порядок. Я не могу вас учить, что не надо воровать, если я сам такой. Я уже не раз говорил: сейчас те, кто ворует, они ещё нами и командуют. Потому народ и говорит: «Сталина на них нет!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram