В летние дни Лондон живёт своей обычной жизнью: толпы людей на улицах. Главным образом – приезжие. Пройти Оксфорд-стрит нелегко ни в будни, ни в выходные: разношёрстная толпа почти сбивает с ног. Есть здесь и новая примета: витрины магазинов на главной улице британской столицы пестрят различными цитатами из произведений Шекспира. Этот год – 400-летие кончины великого англичанина.
Лондон никогда не отличался демократичностью цен. Но сейчас они заметно подросли. «Высокий сезон», – говорят англичане. «Высокий сезон», – вторят владельцы гостиниц, где цены взвинчены до предела, а мест, как правило, нет.
Тем не менее ничто не может умалить интереса лондонцев к настоящему искусству. Здесь его понимают, любят и ценят. Поэтому неудивительно, что очередной приезд в английскую столицу балета Большого театра ждали с интересом и нетерпением. Все билеты на спектакли театра распроданы за 2–3 месяца до начала гастролей.
Обычная картина: часа за два до начала каждого спектакля у касс выстраивается отдельная очередь на случай, если кто-то решит сдать свой билет. Насчёт «стрельнуть лишний билет» у входа в театр в Лондоне не может быть и речи: всё делается только через кассу.
Публика разная и по возрасту, и по стилю одежды: от элегантных дам разных возрастов с модно одетыми спутниками до молодёжи в сугубо летних одеяниях. Приходят заранее, чтобы встретиться с друзьями, «изучить» программку. Она гласит: «60 лет. Бриллиантовый юбилей Большого театра».
Но почему 60 лет и почему юбилей «бриллиантовый»?
Дело в том, что первый выезд Большого театра на Запад состоялся именно в Лондон в 1956 году.
Тогда приезд «Большого балета» сам по себе стал сенсацией. С особым трепетом ожидали англичане появления на сцене Ковент-Гардена великой Галины Улановой в «Ромео и Джульетте». Самые восторженные отклики, конечно, адресовала ей не только публика, но и скептически настроенная английская пресса: «уникальная и неповторимая». Ажиотаж был настолько велик, что – как вспоминают очевидцы – после последнего спектакля поклонники не дали завести машину прославленной Джульетты и практически на руках донесли автомобиль до гостиницы.
Именно в тот приезд балетная труппа Большого получила мировое признание.
На сей раз в Лондон привезли 270 человек, 21 спектакль, 5 разных балетов. В составе труппы приехала и участница первых гастролей – прославленная балерина Марина Кондратьева. 60 лет назад она – юная балерина – исполняла на сцене Ковент-Гардена роль Марии в «Бахчисарайском фонтане». Сегодня Кондратьева – наставница талантливой Ольги Смирновой, получившей в этом году титул «прима-балерина Большого театра».
Чем же «потчевали» лондонцев в этот раз? В первый вечер давали «Дон Кихота» в постановке А. Фадеечева. Недавно перенесённый в Большом театре с Основной сцены на Историческую, этот балет заиграл новыми красками. Ещё до начала овации в Ковент-Гардене длились не менее 10 минут. Конечно, привезли жемчужину русского классического балета – «Лебединое озеро», поставленное Юрием Григоровичем. Показали и новый балет по Шекспиру на музыку Шостаковича «Укрощение строптивой», который недавно создал в ГАБТе французский хореограф Жан-Кристоф Майо. Увидели лондонцы и «Пламя Парижа» в хореографии Алексея Ратманского, а также обновлённый им и Юрием Бурлакой «Корсар». На протяжении почти трёх недель восторгам публики и прессы – формирующей общественное мнение – не было конца.
Вот некоторые выдержки: «Ольга Смирнова, которая была восходящей звездой в 2013 г., сейчас уже взошла». Отмечают её как воспитанницу питерской школы, называют «очень элегантной танцовщицей». Правда, некоторые критики отмечают, что в роли Китри («Дон Кихот») она больше похожа на принцессу, чем на деревенскую девушку. Зато в «Лебедином озере» балерина показала «блестящую технику вращения, экспрессивную мощь и редчайшие хореографические данные».
Её партнёра в обоих балетах Дениса Родькина назвали «одной из сенсаций нынешнего сезона». «Он бросается в воздух в высоком прыжке, как будто разрезая его ножом. Легко совершает самые невероятные вращения».
«Настолько потрясающие танцы в «Лебедином озере» Большого, – пишет корреспондент «Гардиан», что мудрено решить, с чего начать». Далее восхищается не только солистами, а поминает добрым словом и других танцовщиц в сцене бала у Зигфрида: Ангелину Карпову в роли венгерской невесты, Анну Тихомирову – в роли невесты испанской, Дарью Хохлову – огненную неаполитанку. Особенно отмечает русскую «невесту» – Викторию Якушеву, которая «всю сцену залила теплом».
Новая волна восторгов началась с показов следующих балетов. Настоящий «шквал» обрушился на Екатерину Крысанову («Укрощение строптивой» и «Пламя Парижа»). Её назвали «артисткой мирового класса». Говоря о ней и Владиславе Лантратове – партнёре в «Укрощении», журналист заключает, что постановка «даёт возможность этим – одним из наиболее блистательных мировых танцоров – раскрыть характеры и показать великолепную технику».
В «Пламени Парижа», где Екатерина танцует с Игорем Цвирко, она совсем другая – «генератор тепла и страсти. Демонстрирует атаку и мужество в танце басков. Это просто великолепно».
Комплиментами осыпали не только солистов, кордебалет, но и оркестр под управлением Павла Сорокина.
На сей раз редко вспоминали о трагедии с Сергеем Филиным, случившейся в Большом театре в 2013 году, незадолго до гастролей в Лондоне, в том же Ковент-Гардене. «Сейчас новый человек – Махар Вазиев, – пишет газета Telegraph, – отвечает за них и должен испытывать гордость за свою труппу».
Кажется, главные слова сказала импресарио Лилиан Хоххаузер, работающая с Большим театром с 1963 года: «Секрет успеха артистов Большого театра в Лондоне прост: они – лучшие в мире. У них есть традиция, школа». Что ж, можно только порадоваться, что «бриллиант» на сей раз оказался настоящим. Как говорят ювелиры – «чистой воды».