Аргументы Недели Иркутск → Культура № 22(513) от 9.06.16

Из оперы в балет

, 09:06

Не успел завершить свой юбилейный, 75-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского, как его главную сцену по традиции заняли коллеги из соседней Бурятии. Свои нынешние большие гастроли, которые пройдут с 8 по 23 июня, коллектив посвятил 355-летию Иркутска и 350-летию Улан-Удэ. В этот раз артисты привезли 10 спектаклей, среди которых три больших оперы и столько же балетов.

Большие гастроли Бурятского театра оперы и балета открылись 8 июня оперным гала-концертом «Гранд-классик», специальной программой лучших произведений из репертуара театра, составленной художественным руководителем коллектива, народной артисткой России Даримой Линховоин. В концерте принял участие по-настоящему «звездный состав»: обладатель Гран-при XV международного конкурса им. Чайковского Ариунбаатар Ганбаатар (баритон), заслуженная артистка России Татьяна Шойдагбаева (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов (тенор), лауреат международных конкурсов Мэргэн Санданов (тенор) и восходящая звезда монгольской оперы Самбуугийн Батчимэг (сопрано).

9 и 10 июня коллектив покажет прошлогоднюю премьеру, оперу Пуччини «Тоска», поставленную в Улан-Удэ приглашенной из Мариинского театра творческой командой во главе с дирижером Леонидом Корчмарем и режиссером Юрием Лаптевым. Еще одним спектаклем, который уже показывали в Иркутске, станет «Чио-Чио-Сан» Пуччини. Правда, впервые главную партию споет оперная певица из Монголии Самбуугийн Батчимэг. Напомним, что постановкой руководил заслуженный деятель искусств Российской Федерации, дирижер Санкт-петербургского дома музыки Александр Полищук. Единственный показ этой оперы в Иркутске состоится 13 июня.

Премьерным для иркутской публики станет опера Бизе «Кармен», выпущенная на бурятской сцене только в этом сезоне. Над спектаклем работала та же постановочная группа, что и над хитом прошлого года «Тоской». Показы состоятся 11 и 12 июня. «Все привыкли к совершенно иному образу Кармен, — рассказывает о спектакле худрук театра Дарима Линховоин. — У нас она совсем другая, вы увидите, как женщина может уничтожить любовь мужчины, невзирая ни на что».

Оперные дни завершатся гала-концертом, который дадут дважды — 14 и 15 июня. «Все спектакли, которые мы привезли, так же как и все артисты, должны вызвать интерес у иркутской публики, — говорит Дарима Линховоин. — Современный подход, но при этом глубокое прочтение классического материала, пропущенного через собственное творческое нутро. У нас появилось очень много интересной молодежи, которая уже завоевала различные премии международных конкурсов».

С 16 июня стартуют балетные дни гастролей. Они начнутся с показов «Баядерки» Минкуса (16 и 17 июня), которую уже привозили в прошлом году, а продолжатся премьерными для Иркутска «Пер Гюнтом» Грига и новой редакцией «Лебединого озера», которую сделал художественный руководитель балетной труппы, бывший солист Большого театра Морихиро Ивата.

Премьера «Пер Гюнта» в Улан-Удэ состоялась в ноябре прошлого года, так что иркутские зрители увидят уже хорошо обкатанный материал. «Интересный, захватывающий сюжет спектакля воплощен в полистилистической хореографии, простирающейся от натурализма до сюрреализма, которая то сводит зрителя с ума, то погружает в объятия неги, — так характеризует эту постановку пресс-служба бурятского театра. — Настроение спектакля невозможно передать — такой балет нужно именно смотреть, погружаться в сказочный мир, созданный воображением и реальностью, путешествовать, разочаровываться, бояться, радоваться и упиваться собой вместе с Пером Гюнтом, ведь в его образе — каждый из нас, а место действия — вся Вселенная».

А не увядающее «Лебединое озеро» — визитная карточка театра и постоянный пункт программы гастролей — в этом году обрело новую форму. «Это абсолютно новый спектакль, непохожий на то «Лебединое озеро», которое вы видели до этого, — рассказывает хореограф-постановщик Морихиро Ивата. — Мы обновили балет целиком — декорации, костюмы, свет. Увеличили количество артистов, принимающих участие в постановке. Зрелище получилось по-настоящему эпичным и ярким».

По словам худрука балетной труппы, он давно хотел обновить эту постановку — по его мнению, прежняя версия была слишком формальной и в ней не хватало жизни. Ведь на самом деле «Лебединое озеро» — это не просто классическое произведение с красивой музыкой, это настоящий драмабалет, где кипят сильные страсти. «Для меня техническая сторона балета — не главное, она само собой должна быть на высоте, главное — чувства. Техника у артистов стала лучше, более академичной, физически они стали работать больше, — рассказывает Морихиро Ивата, руководящий балетом Улан-Удэ уже четвертый сезон. — За это время я внедрил другие подходы, другие отношения к работе. Они сконцентрированы на поиске внутренних смыслов роли».

Поразительно, насколько этот танцовщик японского происхождения сумел проникнуться духом русского балета за 17 лет работы в Большом театре. «Русский балет восхитил весь мир именно своим внутренним содержанием. Ведь красивая форма никогда не заменит мыслей и чувств артиста во время танца. Если видна техника, красивая форма — значит, ничего не получилось, ведь форма — лишь средство для выражения чувств. Классика и традиция в современном мире — очень хрупкие вещи, которые легко сломать и потерять безвозвратно. Русская традиция наполнена духовностью, которую бы не хотелось утратить. И у нас академический театр, мы не занимаемся развлечением, мы даем людям направление для духовного развития. Это очень ценно и очень сложно», — рассказывает Морихиро Ивата.

Сам худрук балетной труппы тоже по традиции всегда выходит на сцену вместе со своими артистами. Увидеть его в работе зрители смогут на заключительном Вечере балета 23 июня, программа которого составлена из лучших хореографических номеров солистов.

Не обойдутся гастроли этого года и без детских спектаклей. Музыкальную сказку «Муха-Цокотуха» покажут 9, 10 и 11 июня, а 18-го числа впервые на иркутской сцене представят балет-сказку «Кошкин дом».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram