В Иркутском ТЮЗе новая премьера — пьесу «Это все она» молодого драматурга Андрея Иванова поставила актриса театра Анжела Маркелова. Для нее это первый опыт в режиссуре, и, забегая вперед, стоит сказать, что он определенно оказался удачным. Но важнее даже не успешный режиссерский дебют, а то, что театр едва ли не впервые напрямую обратился к своей целевой аудитории — к подросткам. А также к их родителям.
Статья Галины Мурсалиевой «Группы смерти», рассказывающая о детских самоубийствах, спровоцированных социальными сетями, вышла в Новой газете как раз накануне премьеры нового спектакля ТЮЗа «Это все она». Обозреватель издания с помощью матери бросившейся под поезд девочки провела масштабное расследование, по результатам которого утверждает, что в соцсети «ВКонтакте» существуют специализированные группы, в которых детей подталкивают к самоубийствам. Материалы, как говорится в статье, переданы в правоохранительные органы, которые дадут или не дадут этому делу ход. Заместитель главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина уже предложила ввести административное наказание для владельцев и руководителей соцсетей, в которых пользователи создают группы с пропагандой суицидов. И в то же время в «ВК» с астрономической быстротой продолжают множиться сообщества с теми же названиями, которые фигурировали в газете…
Общественная дискуссия продолжает накаляться и выискивать причины, по которым все больше подростков начали бросаться с крыш, резать вены, глотать таблетки и кидаться под поезда, желая покончить с собой, а между тем ответ можно найти в самих этих «пабликах» (группы в ВК). «Подобные паблики могут подтолкнуть больного человека на самоубийство. Но подростки становятся больными в своих семьях. О, я прекрасно знаю эту буржуазную мораль, воспевающую институт семьи и ненавидящую странные и страшные соцсети. Нет, господа, так не пойдет. В первую очередь это ВЫ виноваты в том, что ваш ребенок покончил с собой. Это вы наплевали на его жизнь! Это вас волновали только пяторочки в дневнике! Это вы избивали его, душили самостоятельность и сыпали оскорблениями! Это вы лишили собственных детей тепла и сердечной любви!» — пунктуация и орфография анонимного автора одного из таких сообществ сохранена.
Именно эту проблему — невозможность диалога между детьми и взрослыми — поднимает спектакль Анжелы Маркеловой «Это все она?.», удивительным образом попавший в нерв времени в самый нужный момент. Он наглядно показывает, как и почему могут происходить подобные трагедии. Действие пьесы строится на монологах матери и сына-подростка, которые не хотят и не могут найти контакт друг с другом, а действие наполовину происходит в интернете. Непреодолимой пропастью между ними становится внезапная смерть отца, которая служит лакмусовой бумажкой, ярко показывающей глубинные проблемы между поколениями. Мать любыми способами пытается найти ключ к пониманию сына и в результате решается на опасный шаг — стучится к нему на страницу в ВК от имени вымышленной девочки. Знакомство быстро перерастает в дружбу, а затем и в виртуальный роман, который только обостряет ситуацию. Сначала на сцене начинают действовать аватары главных героев, каждый из которых прячется под определенной маской. Оба выглядят глупо, даже смешно, так же как и их реальные прототипы, но сами они убеждены в своей абсолютной правоте. Историю кажущегося вечным конфликта «отцов и детей» замечательно воплощают артисты театра: Павел Савин играет подростка, со всей правдивостью в поведении и речи, Елена Грищенко прекрасна в роли отчаявшейся матери, которая осталась без мужа и не может достучаться до сына. Роль их сетевых «двойников», совсем не похожих на «оригиналы», играют Александр Карпенко и Татьяна Чадина.
Режиссер Анжела Маркелова говорит, что адресует эту постановку подросткам и их родителям, и действительно — спектакль стоит посмотреть и тем, и другим. Вместе или порознь — неважно. Важно, что просмотр точно поможет им лучше понять друг друга, и, может быть, подтолкнет к самому важному — простому диалогу, который кажется таким трудным.