Аргументы Недели Иркутск → Культура № 16(507) от 27.04.16

Понятный любому зрителю

, 08:45

Несмотря на то, что является признанным мастером у себя на родине, улан-удэнский художник Бальжинима Доржиев только сейчас становится известен в Иркутске, где давно с большим интересом относятся к живописцам и скульпторам Бурятии. На прошлой неделе 65-летний автор впервые открыл свою персональную выставку в главном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева, которая уже вызывает настоящий восторг у зрителей.

Умение мастерски подать традиционные национальные мотивы понятными современному зрителю изобразительными средствами — это, пожалуй, основной тренд последних лет в бурятском изобразительном искусстве. Интерес к Азии у европейской публики еще далеко не исчерпан, а потому эта стратегия сделала знаменитыми уже целую плеяду скульпторов и живописцев из соседней республики. За примерами далеко ходить не нужно — достаточно вспомнить Даши Намдакова, который после первой персональной выставки в Иркутске проснулся знаменитым чуть ли не на весь мир скульптором. Собственно после этого иркутские искусствоведы и галеристы всерьез заинтересовались бурятским искусством и начали открывать местной публике и другие новые имена, чье творчество стало появляться в музейных залах Приангарья все чаще и чаще.

Однако картины Бальжинимы Доржиева, в прошлом году отметившего 65-летний юбилей, доходили до Иркутска в сильно ограниченном количестве — лишь на некоторых межрегиональных коллективных выставках можно было видеть пару-тройку полотен самобытного бурятского мастера. Даже его сын — молодой бурятский художник Зорикто Доржиев — за последние годы успел прославиться и в Иркутске, и в целом в России гораздо больше отца — лауреата государственной премии Республики Бурятия, имеющего звания народного художника Бурятии и заслуженного художника Российской Федерации.

А между тем первое художественное образование Бальжинима Доржиев получил именно в Иркутске — в художественном училище (декоративно-оформительское отделение), которое окончил с отличием. Позже успел поучиться еще и в Ленинградском институте живописи, графики, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (мастерская народного художника Е.Е. Моисеенко) и только потом вернулся в Бурятию, где состоялся прежде всего как театральный художник. Более 20 лет он проработал главным художником в Государственном Бурятском академическом театре драмы им. Хоца Намсараева, и только расставшись с ним, по его собственным словам, ощутил подлинную свободу. «Освободился от театра, совсем обнаглел и стал писать каждый день, — признается автор. — Поэтому представленные на выставке работы написаны за последние три года. Я сразу решил, что не буду ориентироваться на вкусы зрителей и подстраиваться под публику, а буду писать, как чувствую».

Основными мотивами автора стали быт и культура родного ему бурятского этноса, традиции, обычаи, легенды и сказания. Воспоминания из детства и женские образы тоже занимают немалое место на полотнах. Жанровые сценки, посвященные детским воспоминаниям, и восточные красавицы в национальных костюмах дополняются мощной продуманной символикой. Все картины (на выставке около 40 произведений) написаны ярко, броско, в хорошем смысле декоративно. Орнаментальное начало и большое количество деталей заставляют останавливаться возле каждого произведения, подолгу разглядывать эту очень жизнелюбивую оптимистичную живопись. Впрочем, театральный опыт тоже наложил определенный отпечаток на творчество.

«Здесь хорошо чувствуется, что автор большой мастер театрального направления. Если, например, увеличить его полотна до монументальных размеров, они будут смотреться очень органично, — говорит искусствовед, специалист по восточному искусству Алена Кабунова. — Но при этом лично мне очень нравится его современная трактовка классической китайской живописи. Его портреты обнаженных женщин, написанные тушью, смотрятся очень интересно. Получается, что он, как и некоторые другие авторы из Бурятии и Монголии, берет традиционные национальные мотивы и перерабатывает их для современного зрителя. Это сегодня очень популярно и хорошо воспринимается зрителем любого уровня».

При этом сам автор считает своими учителями в мировой живописи французских художников. «Французскую живопись игнорировать нельзя, потому что она воздух для современных художников, — говорит Бальжинима Доржиев. — Импрессионисты, постимпрессионисты, абстракционисты — все они шли в ногу со временем, и я тоже стараюсь писать современно. Хотя немного боюсь совсем оторваться от земли, есть риск улететь куда-то не туда».

Помимо живописных полотен, на выставке можно увидеть работы, выполненные в технике инсталляции, которые автор захватил с собой из своей мастерской, чтобы сделать выставку более атмосферной. «Они мне как-то помогают в мастерской, поэтому я решил показать их тоже, — рассказывает Бальжинима Доржиев. — Они как бы помогают лучше понять меня как художника и принципы моей работы».

Выставка будет работать в главном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева до 29 мая.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram