Аргументы Недели → Культура № 16(507) от 27.04.16

Хочу найти себе преемника

, 09:17

Актёр Сергей ПРОХАНОВ прославился на всю страну в 1977 году благодаря роли Кеши Четвергова в фильме Владимира Грамматикова «Усатый нянь». Шалопай и тунеядец, которого общественность направила на работу в детский сад, настолько полюбился зрителям, что стал визитной карточкой актёра на долгие годы. Сегодня Сергей Борисович – художественный руководитель Театра Луны, большинство пьес для спектаклей театра написано или переработано им самим. В мае на суд зрителей будет представлена его новая работа – «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон».

- Об итальянском авантюристе много чего написано и поставлено. Что нового вы хотели сказать миру?

– На самом деле о Казанове написано очень мало, толкового произведения я не нашёл. Есть его биография, сборник его историй, анекдотов о нём... Но кое-что интересное я всё-таки обнаружил: роман «Икосамерон», написанный самим Джакомо в 1780 году. Там он описывает фантастическую страну внутри земли, где живут нестареющие люди, умеющие летать. Сначала я думал, что у меня получится спектакль про ненасытного обольстителя, повесу и распутника. Всё поменялось, как только я начал изучать вопрос. Джакомо Казанова знал десять языков, занимался астрологией, математикой, умнейший человек, практически как наш Михаил Ломоносов! Я зауважал его по полной программе! Поэтому наш спектакль не про то, как Казанова тискает девочек, хотя и это тоже есть, а про то, как в старости он мечтает найти путь к вечной молодости.

– Вы уже ставили спектакли об исторических личностях: Александр Македонский, Эдит Пиаф, Сальвадор Дали... Чувствуете ответственность перед историей?

–Стараюсь особо не врать, но доля выдумки всё равно должна быть, иначе неинтересно. На этот случай у нас есть завлит Людмила Шевченко, которая приглядывает за нами. К примеру, начинаю кого-нибудь из великих с кем-то знакомить, она и говорит: «Не пойдёт, этот ещё не родился!» В любом случае моё дело – захватить тему, если зрителю понравится, то он сам всего начитается.

– По вашим словам, у вас получилась пьеса обо всех нас...

– Каждый из нас хотел бы не стареть, подольше быть молодым. Посмотрите, сейчас все помешались на имплантатах зубов. Наш директор часами сидел у стоматолога! Как-то я посмотрел потрясающую передачу про акул. Оказывается, акулы за свою жизнь 10 раз меняют зубы! Одни выпадают, а другие за ними вырастают. У нас тоже есть такая система, но пока никто не додумался вкалывать нам вещество, чтобы зубы сами собой обновлялись. Но такое возможно. Секрет вечной молодости пытались многие найти. Екатерина Великая посылала экспедицию на Кольский полуостров, но искатели погибли; затем Адольф Гитлер посылал своих людей, но они ничего не нашли. И всё потому, что существовала легенда о стране Гиперборее. Там жили сверхмощные и красивые люди, у которых были крылья. Они летали и общались с цивилизациями. Но земная кора сдвинулась, и 40-градусный мороз вынудил их переселиться на юг... Герои нашего спектакля тоже пытаются найти секрет вечной молодости… Но финал я вам не скажу, для этого нужно посмотреть спектакль.

– Про себя вы говорите, что руководитель вы вспыльчивый и вам часто снится, как увольняете провинившихся актёров…

– Воюем всё время, но я никогда не спорю. Если артист отлынивает от репетиций, не учит текст, я его просто не вызываю на следующую репетицию. Так и говорю: «Я слишком много сил потратил на это произведение, чтобы просто так подарить вам эту роль!»

– Большинство из постановок, что идут в театре, написаны и поставлены вами. Вам не кажется, что это выглядит как некая узурпация власти?

– Это авторский театр. Так было у драматургов Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Как говорится, сам играю, сам пою, сам билеты продаю. Честно говоря, когда я начал писать «Ночь нежна», то не думал, что получится что-то путное. Но получился аншлаг. Потом поставил «Таис сияющая» – опять успех! Стало понятно, что получается. А сейчас мне эта писательская работа уже поднадоела, сидячий образ жизни не по мне. Вроде к этому привык, но всё равно мучаюсь. А то, что мозг у меня витиеват, то я в этом уже не сомневаюсь. Могу спокойно писать криминальные романы, что я и делал с Александром Звягинцевым в «Прокурорской притче». Скажу больше, хочу найти себе преемника. С великими пожил, с богами подружился, большие задачи надоели. Знаете, сколько я вспахал?! Четыре года на Патриарших, где было старое помещение театра, воевал с мафией, прошёл огонь, воду и медные трубы! Хочется меньше работать, больше отдыхать.

Когда преемника найдёте, то чем займётесь?

– Детьми! Как мой Кеша Четвергов. Только у него в детском саду было тридцать детей, а в нашем детском театральном центре – сто сорок. Семьдесят два из них играют профессионально в спектаклях.

– О былой популярности «Усатого няня» не скучаете?

–Кошмарный период! На улицу невозможно было выйти, возвращался домой с толпой ребят. С девушкой встретиться не мог, все показывали на нас пальцем. За месяц фильм посмотрели миллион зрителей. А потом ещё 100 миллионов человек. Так что популярности я наелся, и больше мне её не надо!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram