В этом году исполняется 50 лет, как на свет появились первые советские вокально-инструментальные ансамбли. Такой огромный срок дано выдержать не каждому социальному явлению. Но песни, которые исполняли советские ВИА, до сих пор звучат очень ярко. Их любят и слушают не только современники тех ритмов и нравов, но и нынешняя молодёжь. И это означает, что в 1966 году в СССР родилось действительно необычное явление.
Рассказывают, что в 1960-х годах в СССР в каждом доме, а то и в каждом подъезде существовала своя бит-группа, и каждый уважающий себя парень должен был уметь играть на гитаре. При таком массовом энтузиазме не мог не родиться в нашей стране какой-нибудь особенный, только нам присущий стиль музыки, дотоле неведомый. И такой стиль появился. Это – уникальный саунд советских вокально-инструментальных ансамблей, ставший доминантой 70-х годов. Его отец – биг-бит. А мать – традиционная мелодика русской народной песни. Новый стиль был рождён на излучине, у слияния этих двух мощных потоков. В дальнейшем этот стиль взрослел и видоизменялся, вбирая в себя ритмы джаз-рока, хард-рока и диско, но как бы ни менялись времена, стили и ритмы, одно его качество оставалось во все времена неизменным: национальные интонации.
ВИА, или вокально-инструментальный ансамбль, – это техническое название, которое было придумано для… бухгалтерии, чтобы понимать, кому, за что и сколько платить денег. Если у музыкантов-аккомпаниаторов была тогда ставка 5 рублей за концерт, то поющим музыкантам платили уже по 7,50 за концерт независимо от количества зрителей. А за выступление на стадионе ставка удваивалась. Вначале это название служило знаком того, что та или иная группа работает в филармонии и официально получает зарплату, а потом вокально-инструментальными ансамблями стали называть все составы, даже любительские, в которых музыканты и поют, и играют на инструментах.
Движение в сторону филармоний
Первым официальным ВИА, по всей видимости, стал популярный питерский рок-состав «Авангард-66». Так случилось, что весной 1966 года у музыкантов начались серьёзные проблемы в родном городе.
«В кафе «Эврика», когда мы там выступали, стоял жуткий ажиотаж, – рассказывает бас-гитарист Владимир Антипин. – Весь Невский, весь университет ломился туда. И на очередном совещании Калининского райкома КПСС нам сказали: «Марш отсюда! И чтобы никаких выступлений больше не было!»
На помощь молодой группе поспешил Игорь Петренко, старший брат гитариста Алика Петренко, давно уже работавший на профессиональной сцене. Он замолвил за ребят слово перед директором Донецкой облфилармонии А. Омельченко, и вскоре прямо в квартире Алика Петренко состоялось прослушивание (габариты старой петербуржской квартиры позволяли это сделать), за которым последовало приглашение на работу.
«3 мая мы прилетаем в Донецк! – вспоминает Александр Петренко. – Нас радушно принимают, поселяют в гостинице «Донбасс», которая находится через площадь от основной базы – концертного зала и дирекции филармонии, – и оформляют на работу. Мы получили то, к чему стремились: начали выступать на концертных площадках страны».
Можно сказать, что с этой даты – 3 мая 1966 года – началась эпоха ВИА в СССР, и впервые на концертной афише появилось официальное название: Вокально-инструментальный ансамбль «Авангард»!
В том же мае популярный московский бит-ансамбль «Сокол» устроился на работу в Тульскую филармонию. Правда, называться группа стала иначе – «Серебряные струны». Зато филармония изготовила для своих новых звёзд афиши, на которых красовалась большая фотография музыкантов, а внизу были указаны репертуар и имена авторов исполняемых песен, то есть Мика Джаггера и Кэйта Ричардса, Пола Маккартни и Джона Леннона.
«Серебряные струны» объездили с гастролями почти всю страну, от Кавказа до Сибири. Лидер-гитарист Юрий Ермаков вспоминал, что куда бы они ни приехали, везде слышались ритмы биг-бита и ритм-энд-блюза: «Приезжаешь с гастролями куда-нибудь в Верхнеуральск, – рассказывает Юрий, – идёшь по улице, а на подоконнике, как тогда было модно, стоит магнитофон и играет «Битлз» или «Роллинг стоунз». Господи боже ты мой! Как же, думаешь, туда это попадало?! А, однако, попадало!»
В начале июня в Донецкой филармонии появился ансамбль Давида Тухманова «Современник». Молодой композитор пригласил в состав музыкантов модной столичной бит-группы «Славяне» Виктора Дегтярёва (бас) и Вячеслава Донцова (барабаны), а также талантливого молодого гитариста Валерия Хабазина, с которым познакомился в одном из московских ресторанов (впоследствии Хабазин играл в популярных ВИА «Весёлые ребята» и «Самоцветы»). Сам Тухманов играл на электрооргане. Солистами ансамбля «Современник» стали Любомир Романчак и Татьяна Сашко, жена Тухманова.
В «Современнике» Тухманов в полной мере смог реализовать свою любовь к твистам и рок-н-роллам. Именно там впервые прозвучала песня «Последняя электричка», которая в исполнении Владимира Макарова вскоре станет всесоюзным хитом.
Но самым известным из созвездия первых ВИА считается ленинградский ансамбль «Поющие гитары».
Всё лето 1966 года музыканты репетировали программу и 5 октября 1966 года решились показаться перед худсоветом Ленконцерта. Именно эту дату музыканты «Поющих гитар» считают теперь днём рождения своего ансамбля.
События в тот день развивались драматично. Непривычная вокальная манера не понравилась худсовету, но директор Ленконцерта Г.М. Коркин неожиданно решил взять коллектив на работу.
1 декабря 1966 года «Поющие гитары» отправились на свои первые гастроли в Херсон. Музыканты очень волновались, ведь ни афиш, ни плакатов для нового коллектива напечатать ещё не успели.
«Но вот мы прилетели в Херсон, – вспоминает барабанщик Сергей Лавровский. – И когда ехали в гостиницу, то увидели, что через всю улицу на перетяжке было написано: «Приезжают советские битлы!» И больше никакой рекламы! Но все билеты были проданы задолго до нашего приезда. А на концертах – переаншлаги! Народ с дракой, с боем, как говорится, брал концертную площадку. Наш администратор после каждого выступления звонил в Ленинград, рассказывая, что на наших концертах переаншлаги. И когда мы вернулись домой, так уже со славой вернулись!»
Первоначальный состав ВИА «Поющие гитары» был таким: Анатолий Васильев (гитара, вокал), Евгений Броневицкий (бас, вокал), Владимир Калинин (гитара, вокал), Лев Вильдавский (фортепиано), Татьяна Калинина (вокал), Галина Баранова (вокал), Сергей Лавровский (барабаны).
В дальнейшем состав не раз менялся, в ансамбль приходили новые музыканты, но стиль и образ, выработанные той осенью 1966 года, оставались неизменны. «У нас пели все, – объяснял музыкальную особенность своего ансамбля Анатолий Васильев, – даже я пел соло, хотя никогда голосом не блистал. Но основной звук, основную краску давали солисты. Такая стилистика сохранялась всегда, и это выделяло музыку «Поющих гитар» среди эстрады того времени».
Рок-революция вокруг нас
В самый разгар популярности ВИА некоторые музыкальные критики начали говорить о том, что это – партийная коммунистическая музыка, символ «несвободы» и т.п.
Юрий Петерсон, солист ансамблей «Весёлые ребята», «Самоцветы» и «Пламя», не согласен: «Возможно, тухмановская «День без выстрела на Земле» – это действительно коммунистическая музыка. Но она по крайней мере честная, так как призывает людей всего мира хотя бы день прожить без войны.
А разве лирическая песня «Тебе, я знаю, всё равно», которую исполняли «Весёлые ребята», – это партийная коммунистическая музыка? Или самоцветовские «Снежинка» и «Не повторяется такое никогда» – это партийные песни? Нет, это общенациональные песни. А почему они стали такими? Потому что всем нам была небезразлична судьба нашей родины, мы были гражданами своего государства. И все эти песни мы делали искренне, а искренность в музыке всегда щедро вознаграждается любовью слушателей.
Кстати, разговоры о том, что ВИА – это партийная музыка, начались именно тогда, когда мы, освоив новые ритмы, начали петь рок по-русски. И там, за океаном, испугались. Как же так: пипл уходит из-под их влияния!..»
На самом деле то, что даже записные партийные композиторы стали сочинять песни и музыку для вокально-инструментальных ансамблей, означает, что формат ВИА получил всеобщее признание. Более того, глядя из XXI века, становится понятно, что массовое появление вокально-инструментальных ансамблей является знаком того, что в середине 1960-х годов в СССР свершилась рок-революция и теперь можно подвести некоторые её итоги.
Во-первых, рок-революция 1960-х создала уникальный формат звучания – то великолепное многоголосие, которым славились наши лучшие ансамбли: «Весёлые ребята», «Песняры», «Самоцветы» и многие другие. Так в мире не пел больше никто. Это был типично русский распевный стиль, берущий своё начало на российских просторах.
Во-вторых, в результате рок-революции музыка, которая была ещё совсем недавно доступна лишь малому числу молодых людей, как правило, из семей дипломатов, артистов, журналистов-международников, стала достоянием масс. Записями теперь обменивались инженеры в отраслевых НИИ, офицеры в армии, преподаватели в вузах. Начинаясь в элитарных салонах, рок-музыка стала уже таким же привычным продуктом, как, например, болгарские сигареты «Шипка». Это произошло в немалой степени из-за того, что отечественная рок-музыка двинулась по фолковой дорожке.
В-третьих, благодаря рок-революции 1960-х стало можно говорить о рок-сообществе как о некоей профессиональной структуре, а о рок-музыке – как об особом жанре искусства или профессии. Когда появились первые ВИА, то вдруг оказалось, что рок-музыка может быть регулярной работой. Фактически наши первые вокально-инструментальные ансамбли создали новую реальность, в которой теперь могли существовать другие музыканты – и Андрей Макаревич, и Алексей Романов, и «Круиз», и «Аракс»...
Но самое главное, чего добилась рок-революция 1960-х, это изменение сознания людей. Рок-музыка заставила людей поверить, что возможен иной – абсолютно счастливый мир, в котором нет бедных и больных, зависти и вражды, лжи и насилия. Возможно, рок-музыка именно для того и появилась в нашем мире, чтобы рассказать нам об этом. А песни вокально-инструментальных ансамблей напоминают нам о тех счастливых временах, которые сопровождали нашу юность…