Международный день театра, ежегодно отмечаемый по всему миру 27 марта, в Иркутске тоже не прошел бесследно. Загодя открывшаяся выставка знаменитого театрального художника Александра Тышлера в художественном музее им. В.П. Сукачева, премьера нового спектакля в драматическом театре им. Н.П. Охлопкова и открытие в Иркутске новой театральной площадки, обещающей стать одним из самых интересных мест в городе — вот то, что попало в обзор АН, посвященный Дню театра.
Художник счастья
Выставку Александра Тышлера в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, презентованную зрителям накануне Дня театра, 24 марта, сразу назвали музейной премьерой. Впервые музей показал все произведения знаменитого театрального художника из своего собрания. Живописец, график, скульптор, сценограф — Александр Тышлер, родившийся в конце XIX века, прославился в театральной Москве 30-х годов прежде всего как создатель глубоких по смыслу эскизов к спектаклям по шекспировским пьесам. Он работал с такими великими режиссерами, как Мейерхольд, Радлов, Зускин, Михоэлс, но начинал он свою творческую деятельность с авангардной живописи, и в 20-е годы общался с Кандинским, Малевичем и другими художниками этого круга.
На выставке в иркутском музее, где представлены только живописные полотна мастера, зрители могут увидеть необъятный мир фантазии и детских воспоминаний, проникнутый театральными мотивами. «Сама природа его творчества наполнена миром театра. Это мир фантазии, увлечения, восторга, недаром Тышлера называли художником счастья», — рассказывает заместитель директора Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. В музейной экспозиции, в которую вошли 10 работ художника, написанных в 60-70-е годы прошлого века, есть полотна из нескольких серий, в том числе серии «Балаганчик». Чтобы подчеркнуть связь художника с театральным миром, выставка дополнена макетами к спектаклям иркутского драматического театра, созданными замечательным сценографом Александром Плинтом, а также фотографиями театральных постановок авторства Анатолия Бызова.
Вампилов — чтобы выжить
Международный день театра в Иркутском драматическом театре отметили выпуском нового спектакля. На главной сцене состоялась премьера «Прощания в июне» по пьесе Александра Вампилова в постановке Геннадия Гущина. Режиссер говорит, что давно мечтал поставить именно эту пьесу, едва ли не с того самого момента, как впервые увидел ее на сцене драмтеатра будучи студентом первого курса театрального училища. «Сегодня уже многое воспринимается совсем не так, как в те годы. Сейчас все перевернуто, цинично, и, чтобы сохранить веру во что-то светлое, нужна драматургия Вампилова, она просто необходима, для того чтобы выжить», — уверен режиссер.
«Прощание в июне» — первая большая пьеса Александра Вампилова, впоследствии много раз переписанная. Известны по меньшей мере семь вариантов «Прощания», которое в некоторых редакциях даже имело другое название. Геннадий Гущин сделал свою компиляцию из нескольких вариантов и поставил спектакль о первой любви и взрослых поступках. Главного героя — ветреного студента Колесова, впервые столкнувшегося с серьезным моральным выбором, играет молодой артист театра Николай Стрельченко. Собственно, в спектакле занят почти весь молодой состав труппы, ведь эта пьеса — о студенческой жизни, самом веселом времени в жизни каждого человека. Эта атмосфера хорошо передана в постановке — на сцене цветущие кусты сирени, по парку разгуливают влюбленные парочки, студенты поют веселые песни под гитару и распивают портвейн.
Однако студенческая жизнь заканчивается слишком быстро, а вместе с защитой диплома приходит время нести настоящую ответственность за свои поступки, будь то решение выйти замуж или необходимость заключения сделки с собственной совестью. Спектакль ставит вопросы перед публикой, а заодно оставляет надежду на то, что главный герой в следующий раз выберет другой путь.
Современная драматургия осваивает подвалы
27 марта — в Международный день театра — в Иркутске состоялось еще одно важное событие: открытие театрального центра «Новая драма» на Карла Маркса, 32. Содружество молодых актеров, как называют себя сами организаторы, родилось после режиссерской лаборатории, прошедшей в начале года в Иркутском ТЮЗе по инициативе его главного режиссера Андрея Сидельникова.
Тогда артистам театра впервые дали возможность не только попробовать себя в режиссуре, но и поставить то, что интересно им самим. Результат оказался неожиданным — для некоторых режиссерских этюдов были выбраны пьесы, которые в ТЮЗе, в силу сложившихся традиций, представить просто невозможно. Так, победителем зрительского голосования стал разыгранный в подвале этюд Вадима Карионова «Человек-подушка» по одноименной пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха — о двух братьях, обвиняемых в особо жестоких убийствах маленьких детей. Полноценный спектакль в театре ставить не разрешили, тогда актеры решили создать собственную площадку для своих экспериментов. Так появилась «Новая драма».
Изначально планировалось, что площадка откроется с премьеры того самого «Человека-подушки», но еще до своего официального открытия центр оброс огромным количеством проектов, а также театральной студией, в которой уже учатся две группы по 15 человек. «Как-то спонтанно получилось, — говорит Вадим Карионов. — Как только почувствовали небольшой воздух, тут же захотелось много чего сделать». В результате премьера по Макдонаху, ставшая настоящей бомбой театральной лаборатории, отложилась на конец апреля, а тем временем в центре презентуются совсем другие постановки.
Так, 29 марта здесь уже состоялась первая актерская читка современной пьесы киевского драматурга Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор», затрагивающей темы войны на Украине. «Мы начали делать первую читку и сразу поняли, что просто сидеть и читать не получится. Поэтому мы ввели действие, продумали мизансцены, и получился небольшой спектакль, с той разницей, что артисты читают текст по бумажке», — рассказывает Вадим Карионов, добавляя, что отныне актерские читки современной драматургии будут проходить в «Новой драме» каждый вторник. Формат читки вообще большая редкость для Иркутска, у которого отношения с современной драматургией по разным причинам не складываются. Вот и Иван Вырыпаев, являющийся сегодня одним из самых известных современных драматургов, в свое время вынужден был покинуть Иркутск, потому что ему просто не дали здесь работать. Впрочем, он уже тоже успел побывать в иркутской «Новой драме» до ее открытия и дать несколько профессиональных советов начинающим театральным деятелям. Как и Андрей Сидельников — главный режиссер того самого ТЮЗа, от которого отпочковались артисты (не покинув труппу), тоже одобрил инициативу: «Мне кажется, что со зрителем надо говорить на том языке, в котором он живет. Театр — это современность, это здесь и сейчас, поэтому очень хорошо, что появился такой центр. В новой драме зачастую все жестко, потому что и жизнь наша довольно жесткая, но современная драматургия тоже занимается человеческим духом, как любой театр».
Уже 1 апреля в новом театральном центре состоится еще одна премьера — «City, вы и стихи», по произведениям современных, в том числе иркутских поэтов. «Это будет история города, в котором мы живем, — говорит автор идеи поэтического микса Анжела Маркелова. — Но понятие и отношение к городу у каждого свое. Здесь будет и образ города детства, и интервью иркутян, и стихи — о вере, любви, одиночестве, то есть обо всем, что наполняет нашу жизнь». В постановке заняты пять актрис: сама автор проекта, а также Ольга Дерфлер, Анна Конончук, Татьяна Чадина и Ирина Конденко.